Оглавление

Су-17М3

Su-17_2189.jpg

С-52 (№ 21-02), снаряженный восемью авиабомбами ФАБ-500М-62 и двумя ракетами Р-60

Одноместная модификация учебного Су-17УМ-3 (С-52, рабочее название Су-19) разрабатывалась параллельно со "спаркой", о которой рассказывалось в январском номере журнала. Правда, проектирование "спарки" шло с опережением, давая возможность произвести оценку конструктивных новаций перед их внедрением на боевом самолете. Продемонстрированные выгоды привели к полномасштабному принятию предложенных изменений с сохранением аналогичной схемы с "горбатыми" обводами и унификацией большинства элементов конструкции, что способствовало существенному улучшению технологичности в производстве, вплоть до возможности использования общих крупных агрегатов и сборочных стапелей. Помимо прочего, новую модификацию следовало оснастить современным оборудованием и системами, комплектация которых была задана совместным решением ВВС, МАП, МОП и МРП от 14-15 апреля 1975 года, включая следующие образцы:
-  лазерную станцию "Клен-ПС", совмещавшую функции подсвета и дальнометрирования;
-  комбинированный прицел бомбометания и стрельбы АСП-17Б, сочетавший возможности прежних двух отдельных прицелов АСП-17 и ПБК-3-17С;
-  модернизированную систему управления САУ-22М1 вместо САУ-22М;
-  новый радиовысотомер А-031 вместо устаревшего РВ-5;
-  станцию предупреждения об облучении СПО-15 "Береза" взамен СПО-10 "Сирена";
-  новую систему спасения с унифицированными креслами К-36Д (ДМ) вместо старых КС-4;
-  расширение ассортимента вооружения за счет увеличения числа точек подвески и внедрения новых управляемых средств поражения - ракет Х-27, Х-58 и С-25Л.

Создававшаяся Уральским оптико-механическим заводом станция лазерного дальнометрирования и подсветки целей в варианте "Клен-ПМ" предназначалась для новой модификации микояновского истребителя-бомбардировщика МиГ-27М. По согласованию с руководством ВВС было решено использовать её и при модернизации Су-17 взамен прежнего "Фона", что позволяло отказаться от подвески контейнера лазерной подсветки "Прожектор", сэкономив за счет объединения систем 200 кг веса и высвободив лишнюю точку подвески вооружения. Для опережающей отработки новой аппаратуры было решено начать испытания оборудования на паре самолетов Су-17М2, находившихся на то время в ОКБ (машины № 01-01 и 01-02). К маю 1975 года произвели доработку машины № 01-02, которая получила станцию "Клен-ПС" и новый прицел АСП-17Б. 22 мая она была облетана Е.С. Соловьевым, а через пару недель машину отправили в Ахтубинск, где она в течение года находилась на испытаниях нового оснащения. Объем доработок второго самолета был более обширным: помимо аналогичного изменения прицельного оборудования, она подверглась переделкам для обеспечения возможности подвески ракет Х-25, Х-29Л, С-25Л и Р-60. К середине марта 1976 года этот самолет присоединился к первой машине в ГНИКИ ВВС. Программу Госиспытаний, в основном, выполнили к концу 1976 года, выдав положительное заключение о возможности внедрения прицелов АСП-17Б и лазерной станции "Клен-ПС".

Оглавление