Оглавление

Su-17_2155.jpg

Новые мощные НАР типа С-8, запускаемые из блоков Б-8М, существенно повысили ударный потенциал истребителя-бомбардировщика

Вместе с тем, оснащение машины дало порядочную прибавку в весе: тогдашние новинки отечественной промышленности представляли собой довольно громоздкие изделия, доставлявшие хлопот при компоновке (отчего самолет и получил никак не украшавшую его "бороду") и немало весившие. Один только комплект нового прицельного оборудования имел массу без малого вдвое больше предыдущего: стрелковый прицел АСП-17 весил 58 кг. На аппаратуру лазерного дальномера «Фон» приходилось еще 44 кг. Свою долю вносили агрегаты навигационного комплекса с четырехпудовыми ДИСС-7 и ИКВ, по 64 кг в каждом. Даже магнитный самописец "Тестер-УЗ" тянул на 43 кг (против 17 кг у прежнего фоторегистратора САРПП-12ГМ). Установка нового оборудования и вооружения привела к общему увеличению веса самолета по сравнению с Су-17М примерно на 400 кг, что несколько ухудшило летные и маневренные характеристики самолета. Сама компоновка нового оборудования даже при удлинении носовой части потребовала потеснить прежнюю аппаратуру: объемистый вычислитель прицела АСП-17 и его блоки заняли практически все пространство за приборной доской, образовав там так называемый «приборный отсек», довольно громоздкому решающему устройству бомбардировочного прицела нашлось место в «бочке» конуса, по соседству с моноблоком лазерного «Фона».

Неуправляемое реактивное вооружение Су-17М2 дополнили возможностью использовать на самолете одноразовые блоки НАР Б-8-О. Их предполагалось применять в "особый период" при масштабных боевых действиях, когда вопрос о каком-либо ресурсе вооружения и авиатехники естественным образом терял смысл. Основные части блока выполнялись из дешевых и доступных материалов - фибры и картона. Это позволяло, при необходимости, развернуть их производство на любых подходящих предприятиях, от мебельных цехов до небольших столярных мастерских. После пуска всех ракет летчик сбрасывал и сами блоки, для чего в кабине имелся специальный переключатель. Однако, ввиду использования менее прочных материалов-заменителей, полет с одноразовыми блоками нужно было выполнять с ограничениями по режимам, с меньшими скоростями и перегрузками. Б-8-О в нескольких вариантах (в том числе и с разрушаемым передним обтекателем, сносившимся самими ракетами при стрельбе) были приняты на вооружение и поставлены на снабжение, однако в боевой подготовке не использовались, оставаясь на хранении "на черный день".

Su-17_2156.jpg

Су-17М2 из состава 497-го апиб (аэродром Гроссенхайн) для отработки бомбометания на полигоне несет две практические авиационные бомбы П-50. Справа под крылом виден контейнер помеховой станции «Сирень» с характерной «кочергой» антенны

Поскольку отсек конуса воздухозаборника занял моноблок "Фона", аппаратуру радиокомандной линии наведения для ракет X-23М переместили в контейнер, подвешиваемый на балочный держатель под крыло (как это делалось и на поздних Су-17М). Бомбардировочное (различные типы авиабомб, зажигательных баков, разовых бомбовых кассет (РБК) и связок (РБС) общим весом до 4000 кг), реактивное и противорадиолокационное вооружение перешло на Су-17М2 без существенных изменений с "эмки".

Для самообороны самолета или использования его в качестве истребителя "двойка", а также последние серии Су-17М могли оснащаться 2-4 управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" Р-60 с тепловой головкой самонаведения (ТГС) и трехкилограммовой стержневой боевой частью. Подвеска "изделий" осуществлялась на пусковые устройства АПУ-60-I или АПУ-60-II (последние несли сразу по две ракеты). Компактная и надежная Р-60, отвечавшая требованиям маневренного воздушного боя, удачно вписалась в арсенал вооружения самолета. Испытания ракеты были проведены в 1975 году с использованием самолета Су-17М. Тем самым истребители-бомбардировщики наконец-то получили ракетное оружие для борьбы с воздушными целями, чего так и не дождались Су-7Б.

Атака самолетов противника ракетами Р-60 могли производиться как с горизонтального полета, так и при выполнении маневров с максимально допустимыми перегрузками на скоростях не менее 450 км/ч. При этом рекомендовалось выполнять атаку в заднюю полусферу цели на дальностях 1500-7000 м, хотя минимальная дальность пуска составляла 200-500 м. Для прицеливания требовалось наводить самолет в направлении цели таким образом, чтобы та попала в поле зрения ГСН ракет и оказалась в захвате, о чем летчику сообщало загорание лампы на щитке вооружения. Для стрельбы Р-60 служила та же боевая кнопка, что и для пушек.

При необходимости, Р-60 могла применяться и против наземных целей (например, самолетов на аэродроме с работающими двигателями). Атака выполнялась с пикирования при углах 5-30° и скоростях 600-800 км/ч на дальностях 1500-2000 м. В этом случае неконтактный дистанционный взрыватель ракеты отключался из кабины летчика специальным переключателем "Воздух-Земля" и ракета срабатывала при попадании от ударного датчика цели.

Оглавление