Оглавление

Su-17_2150.jpg

Взлет Су-17М2, оснащенного двумя блоками НАР УБ-32А-73. Самолет принадлежит одной из первых серий

Su-17_2151.jpg

Су-17М2 на газовочной площадке учебного аэродрома Васильковского ВАТУ

И все же главным отличием новой модификации стала новая "начинка" комплексом самого современного на тот момент оборудования. Вместо разрозненных систем, устанавливавшихся на прежних модификациях истребителя-бомбардировщика, Су-17М2 получил навигационный комплекс КН-23-1, состоявший из инерциальной курсовертикали ИКВ, допплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, размещенного в обтекателе под воздухозаборником, аналогового вычислителя и самолетной аппаратуры радиотехнической системы ближней навигации и посадки. Сама аппаратура КН-23 в полном составе была заимствована с тех самых микояновских истребителей-бомбардировщиков, для которых она и разрабатывалась (что и явствовало из названия комплекса для "двадцать третьей" машины).

Уже в ходе строевой эксплуатации ответчик "свой-чужой" на большинстве самолетов был заменен современной аппаратурой общевойсковой системы опознавания. С машины № 03-09 вместо регистратора полетных параметров САРПП-12ГМ устанавливался новый "Тестер-УЗ" с возможностью записи большего числа данных, оснащенный более стойким к повреждениям и пожару накопителем информации ("черным ящиком"). С этой же машины, кроме имевшейся станции предупреждения об облучении, в "бороде" под носовой частью установили антенны и блоки новой станции предупреждения об облучении "Барьер" с расширенными возможностями. Однако в дальнейшем в серии от установки ненадежного и капризного "Барьера" отказались, оставив одну проверенную "Сирену". Здесь же, под общим обтекателем нашлось место и для моноблока ДИСС-7.

Новое оборудование значительно расширило навигационные и боевые возможности самолета и обеспечивало решение следующих основных задач навигации и пилотирования:
-  выполнение запрограммированного маршрутного полета самолета с выходом в район заданного пункта с возможностью программирования положения семи маршрутных точек (три поворотных пунктов маршрута (ППМ) и четыре аэродрома или цели);
-  возврат с любой точки маршрута на один из четырех запрограммированных аэродромов, свой или запасной;
-  полет на крейсерской высоте, снижение и выполнение предпосадочного маневра;
-  автоматический или директорный заход на посадку по сигналам радиомаяков до высоты 60-50 м, а также отработку команд на повторный заход на посадку;
- определение и выдачу потребителям основных навигационных параметров и команд в систему вооружения самолета.

Гироскопы и чувствительные акселерометры ИКВ фиксировали мгновенные значения данных о пространственном положении машины, их изменениях и перегрузках. ДИСС-7 выдавал текущие данные о скорости полета и скольжении, РСБН позволяла определять собственные координаты самолета относительно наземных радиомаяков и направление на них. Навигационный комплекс КН-23 был связан также с автоматическим радиокомпасом и радиовысотомером. Вычислитель, выполняя обработку поступающих текущих данных, обеспечивал непрерывное решение навигационных задач для самолетовождения в автоматическом режиме, при котором самолет по маршруту вела САУ, или в директорном, с выдачей летчику курса и расстояния до цели, поворотной точки маршрута или аэродрома. При решении прицельной задачи для бомбометания, пуска ракет и стрельбы из пушки автоматика вычислителя выдавала в прицелы сигналы углов крена, тангажа, модуля путевой скорости и угла сноса.

При испытаниях КН-23 летчики отмечали его значительные преимущества. Автоматика комплекса освобождала летчика от рутинной работы, позволяя сконцентрировать внимание на ориентировании и поиске цели, упрощая выполнение атаки и существенно повышая точность применения оружия. При работе в автоматическом режиме КН-23 обеспечивал прохождение маршрута практически без участия летчика, в резервном директорном режиме тому достаточно было лишь отслеживать показания приборов - стрелки указателя курса и счетчика пути, выдававшего в окошке километраж до цели, отрабатывая их и точно выводя самолет к цели. При необходимости, после выполнения задания или при потере ориентировки, летчик имел возможность вернуться на один из выбранных аэродромов по кратчайшему пути с любой точки маршрута, для чего достаточно было нажать кнопку "Возврат" и указать номер аэродрома, после чего система сама вела его домой. Правда, показатели точности навигации уступали точностным характеристикам навигационных систем новейшей западной техники и даже бортовому комплексу отечественного МиГ-27, где обеспечивалась уже втрое лучшая точность решения навигационных задач, но приходилось довольствоваться имеющимся. В перспективе дело считалось поправимым с оснащением самолета новыми инерциальными системами и цифровым вычислителем, подобным работающему на МиГ-27.

Оглавление