Траян Вуйя | Первый самолет Вуйя. За крылом можно разглядеть киль и оперение. Стойки тележки наклонные |
Открытка 1907 г. Второй самолёт Вуйя отличался конструкцией тележки: стойки вертикальные, а не наклонные. Рядом сам конструктор |
РУМЫНСКИЙ ДЕБЮТ
Моноплан REP вероятно (полной уверенности у меня нет, так как в ранней истории авиации ещё много сюрпризов) может считаться первым успешно летавшим самолётом со стальным каркасом. И уж точно — первым серийным самолётом подобной конструкции.
Но впервые стальной самолёт совершил полёт на полтора года раньше и совсем в другой стране.
Честь первых полётов на самолёте в Европе часто приписывают Альберто Сантос-Дюмону - бразильцу, постоянно жившему в Париже. Его заслуги перед авиацией действительно велики. Но первый его полёт, точнее, подскок, состоялся только 7 сентября 1906 г. Лишь 12 ноября он увеличил дальность полёта до 220 м.
До этого же его результаты были не более впечатляющими, чем у двух его предшественников: датчанина Элехаммера и румына Трояна Вуйя. Самолёт Элехаммера взлетел на 5 дней позже Сантос-Дюмона, а вот аппарат Вуйя - на полгода раньше. 18 марта 1906 г., после 50-метрового разбега по горизонтальной грунтовой дороге он оторвался от земли и пролетел около 12 м на высоте 1 м.
Этот полёт отличался двумя особенностями:
1. В отличие от самолётов братьев Райт или профессора Лэнгли, аппарат Вуйя стартовал сам, без помощи катапульты.
2. В отличие от самолёта Максима, это был спланированный полёт и, что ещё важнее, аппарат приземлился не повреждённым и готовым к повторному вылету.
Так что заслуги Вуйя в истории авиации велики: первый полёт самолёта в Европе и первый успешный полёт без применения разгонных устройств (катапульты).
Но для нас главное то, что Вуйя строил свой самолёт по автомобильной технологии из конструкционной стали. Из стальных труб были сделаны и лонжероны крыла, и каркас оперения (цельноповоротный киль и треугольное горизонтальное оперение за крылом).
Значит, можно говорить о том, что первый европейский самолёт, совершивший запланированный полёт, тоже был стальным.
НЕМЕЦКИЙ ВКЛАД
А что же немцы? Неужели все приоритеты в этой области принадлежат другим народам?
Конечно же, нет, ведь широко известен «истинно цельнометаллический» немецкий самолёт, в котором стальными были не только каркас, но и обшивка.
Самолёт сконструировал профессор Ханс Рейсснер, заведующий кафедрой механики технического университета в городе Аахен. Ешё в 1908 г. Рейсснер начал летать на биплане «Вуазен», но в 1909 г. разбил самолёт. После этого он решил построить аппарат своей конструкции.
Деньги дал успешный промышленник Хьюго Юнкерс. Юнкерс изобрел, запатентовал и выпускал на своём заводе очень полезную вещь - газовый водонагреватель на проточной воде, всем известный «титан». Для удовольствия Юнкерс работал ещё и профессором на кафедре Рейсснера.
Именно Юнкерс посоветовал Рейсснеру строить самолёт из железа. Разработка началась в феврале 1910 г.