Оглавление

Малозаметный вертолет «Сайлент Хок»

Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ

В операции «Neptun Spear», завершившейся уничтожением Усамы бен Ладена в его резиденции Абботтабад на северо-западе Пакистана, проведенной спецназом США ночью 2 мая 2011 г., было задействовано пять вертолетов: три транспортных вертолета Боинг СН-47 «Чинук» и два сверхсекретных малозаметных вертолета, представляющих собой вариант транспортного вертолета Сикорский UH-60 «Блэк Хок». В СМИ данный вариант вертолета «Блэк Хок» именуют «Сайлент Хок» (Silent — бесшумный).

Все пять вертолетов вылетели с авиабазы Джелалабад в Афганистане. На полпути до резиденции Усамы бен Ладена вертолеты выполнили посадку в пустынной местности, где дозаправились от вертолетов МН-47. На борту малозаметных вертолетов находилось 23 бойца подразделения SEAL, еще 24 «морских котика» находилось в вертолетах МН-47; все вертолеты принадлежат 160-му авиационному полку специального назначения авиации армии США. Вероятно, к разведывательно-информационному обеспечению операции «Neptun Spear» привлекался малозаметный БЛА Локхид Мартин RQ-170 «Сентинел» ВВС США, действовавший с авиабазы Кандагар.

На протяжении нескольких месяцев после завершения операции эксперты и аналитики из разных стран мира пытались разобраться в особенностях малозаметной модификации вертолета UH-60. Рисунок предполагаемого внешнего вида вертолета был опубликован в июльском номере журнала «Эйр Форс монтли». Судя по изображению, малозаметный вариант существенно отличается от базовой модели. Совершенно очевидно, что при проектировании данной модификации использовались наработки, полученные в ходе разработки и испытаний малозаметного разведывательно-ударного вертолета Боинг-Сикорский RAH-66 «Команч», программу которого закрыли в 2004 г.

SlntHok001.jpg

Предполагаемая схема вертолета "Сайлент Хок"

Заметность вертолета снижена не только в радиолокационной области спектра, но и в акустической. Предполагается, что вертолет окрашен содержащей серебро краской, которая снижает заметность в инфракрасной области спектра; такой краской окрашиваются истребители F-16 и конвертопланы V-22 «Оспри». Отмечается, что использование в конструкции технологии «стелс» привело к увеличению массы вертолета, из-за чего конструкторам пришлось бороться за каждый килограмм массы бортового оборудования и тщательно анализировать его состав.

Предположительно, именно большая масса в конечном итоге привела к ошибке летчика одного из малозаметных вертолетов. Из-за того, что температура воздуха оказалась выше ожидаемой, летчик не справился с управлением в условиях сильной турбулентности. Он пытался посадить вертолет аварийно, но задел хвостовой балкой за стену высотой 4 м. При столкновении летчик опустил нос вертолета, не допустив опрокидывания машины. Экипаж и бойцы SEAL быстро и благополучно покинули вертолет.

Первый отряд десанта высаживался с малозаметных вертолетов, как имеющих меньшую шумность и заметность.

Усама бен Ланден был убит через 15 минут после высадки десанта, а через 23 минуты аварийный вертолет по соображениям секретности был взорван. Четыре вертолета с бойцами SEAL, телом убитого Усамы бен Ладена и захваченными документами благополучно вернулись на авиабазу Баграм. Обломки вертолета были вывезены на автомобилях военнослужащими армии Пакистана. 16 мая США договорились с Пакистаном о возвращении обломков секретного вертолета.

SlntHok002.jpg

Хвостовая часть взорванного вертолета у забора дома бен Ладена

В СМИ публиковались фотографии обломков вертолета, на которых хорошо различима выполненная по технологии «стелс» хвостовая балка. Дело в том, что хвостовая балка при аварийной посадке отломилась от вертолета и осталась по другую сторону стены, на улице, а потому ее не подорвали. Анализ фотографий позволил экспертам сделать вывод о кардинальном изменении конструкции вертолета UH-60. На малозаметном варианте установлен пятилопастный несущий винт с большим обтекателем, закрывающим втулку; под обтекателем, предположительно, установлена система гашения колебаний лопастей несущего винта. На конце хвостовой балки смонтирован стреловидный стабилизатор. В то же время не исключается, что малозаметными вертолетами могли оказаться всего лишь модернизированные вертолеты Сикорский МН-60К, доработанные с использованием специальных комплектов, предназначенных для снижения заметности в радиолокационной, оптической и инфракрасной областях спектра. Такие комплекты могли быть изготовлены на заводе «Хок Уоркс» фирмы Сикорский в г. Ил-мира, шт. Нью-Йорк.

Оглавление