М. НИКОЛЬСКИЙ
К 100-летию ВВС Сербии
Авиабаза Батайница расположена километрах в 30 от Белграда. Это основная база ВВС Сербии. Здесь базируются сербские МиГ-29 и МиГ-21, находится авиаремонтный завод «Мома Стонойлович», проводятся летные испытания самолетов сербской конструкции и модернизированных в Сербии ЛА. В 1999 г. Батайница являлась для авиации НАТО целью наивысшего приоритета. Гости авиашоу (по-сербски — аэромитинга) следовали на аэродром мимо разрушенного прямым попаданием бомбы или ракеты здания, а разминирование летного поля завершили всего три года назад.
Наземная экспозиция уместилась в ангаре, размером с шале средней руки на МАКСе. Естественно, доминировала продукция оборонной промышленности Сербии. Было несколько стендов «третьих стран», серьезного информационного значения не имевшие. Ядро экспозиции составили два самолета «Ласта» сербской конструкции: базовый вариант «Ласта-95» с поршневым мотором и турбовинтовой «Кобац».
Первые три из 15 заказанных учебно-тренировочных самолетов «Ласта-95» ВВС Сербии получили в декабре 2011 г. Все заказанные самолеты должны быть поставлены до конца этого года.
Разработка перспективного учебно-тренировочного самолета для ВВС Югославии началась еще в 1982 г. изначально машина проектировалась для замены реактивных УТС G-2 «Галеб». То есть, самолету «Ласта» предстояло заполнить нишу между поршневым «Утва-75» и реактивным многоцелевым самолетом «Супер Галеб» G-4. По экономическим соображениям вместо реактивного G-2 решили принять на вооружение поршневой самолет. За разработку и производство отвечали Авиационно-техни-ческий институт (Ваздухопловнотех-нички институт) и авиационный завод «Utva» («Utva avioindustrija») в Панчево, недалеко от Белграда. Первый прототип «Ласта-1» выполнил первый полет 2 сентября 1985 г. Результаты начального этапа летных испытаний удовлетворили комиссию Авиационного опытного центра (Ваздухопловно Опитно Центр). До распада Югославии завод в Панчево собрал один прототип, шесть самолетов нулевой серии и комплекты для сборки еще четырех самолетов. В 1999 г. два прототипа и пять самолетов нулевой серии («Ласта-1») уничтожила авиация НАТО. В 1997 г. при подготовке к авиашоу в Пловдиве (Болгария) на первом прототипе «Ласта-1» разбился старший летчик-испытатель Опытного центра Зоран Видич. В 1989 г. ВВС Югославии выдали техническое задание на самолет «Ласта-2» с упрощенным составом бортового оборудования. Работы по «Ласта-2» тогда не вышли из стадии проектирования. Программу «Ласта» возобновили в 1993 г., а в 1995 г. самолет получил обозначение «Ласта-95».
Пилотаж самолета «Ласта-95»