На авиабазе Нэллис на протяжении десятилетий демонстрировались натурные образцы боевой техники вероятных противников США. В конце 1990-х гг. на базе имелись ранее состоявший на вооружении JG-9 ННА ГДР МИГ-23МЛ, МиГ-21Ф-13 (возможно ранее летавший в 4477-й эскадрилье), МиГ-17 (вероятно «Хэв Ферри»), Су-7 с опознавательными знаками ВВС ПНР, МиГ-19 с опознавательными знаками ВВС Индонезии, МиГ-23БН с опознавательными знаками ВВС Египта.
Присвоение собственных обозначений самолетам советской конструкции не являлось прихотью или блажью. Вся информация касательно МиГов относилась к категории документов высочайшей секретности. Между тем, летчикам надо было вести несекретную летную книжку, в которой указывался тип, на котором выполнялся полет. Не писать же MiG-21! В открытой печати несложно найти информацию об освоенных тем или иным, особенно известным, американским летчиком типов самолетов. Сведения о них берутся из летной книжки (Forma 5 USAF). Порой попадаются весьма интересные самолеты. Так, командир 412-го испытательного авиакрыла полковник Джозеф А. Ланни в числе прочего освоил самолет YF-24. Обозначение YF-24 смущает умы многих любителей авиации на планете Земля.
Первым американское обозначение получил МиГ-21Ф-13, задействованный в программе «Хэв Дугнат». Выбрать обозначение оказалось не так просто. Оно должно было быть близким к обозначениям реальных американских истребителей, но в то же время не совпадать с обозначением реально существующего аппарата, учитывать специализацию летчика. Странным мог показаться факт регулярных полетов летчика-истребителя на самолете, скажем, В-ХХ, ибо В — это Bomber, бомбардировщик.
Итак, с буквой определились сразу: «F», Fighter, но с добавлением префикса «Y», что обозначает «опытный». Сложно сегодня судить, какие мысли бродили в головах людей, выбиравших и утверждавших обозначения для МиГ-21, но МиГ стал «Фантомом»! Самые первые «Фантомы», как известно, обозначались F-110A, но потом систему обозначения авиационной техники изменили, и «Фантом» стал F-4. Самолетов F-110B, F-110С не могло появиться в принципе. Но именно МиГ-21Ф-13 как раз и получил обозначение YF-110B. Число «111» в ряду fighter'oB было занято, зато продолжить ряд самолетов «сотой» серии ничего не мешало: F-112, 113, 114 и т.д. Система обозначений иностранной авиационной техники в ВВС США утвердилась на десятилетия и не менялась. Все секретные «импортные» самолеты обозначались YF-1XX. Исключением стал F-117, впрочем, вероятно, исключением намеренным. Сверхсекретный «стеле» оказался в одном ряду (почти буквально — на одной авиабазе) со сверхсекретными истребителями советской конструкции.
Простая, на первый взгляд, система не лишена таинственности. Много лет ведутся споры по поводу самолета YF-113G. Долгое время полагали, что под этим обозначением скрывался «стелс» фирмы Боинг, но в конечном итоге большинство любителей нумерологии пришло к выводу, ЧТО YF-113G является одной из модификаций МиГ-23. Впрочем, ВВС США по данному поводу хранят молчание. Помимо ложного обозначения МиГи получали ложные серийные номера ВВС США, например, «75-004» или «75-010».
Некоторые западные эксперты полагают, что данная система обозначений прирастает новыми типами и ныне. Ничего не известно об обозначениях, которые получали в ВВС США самолеты марки Су. Обозначения YF-116 и YF-118 якобы получили МиГ-25 и МиГ-29 соответственно.
МиГ-29 «9-12» на авиабазе Райт-Паттерсон | Су-7 в окраске ВВС Ирака на авиабазе Нэллис |
Обозначения самолетов советской конструкции ВВС США
YF-110B - МиГ-21Ф-13.
YF-110С - J-7B (МиГ-21Ф-13 китайской постройки).
YF-110D - МиГ-2ШФ.
YF-110E, L и М — обозначения использовалось в 1987—1995 гг. Каким самолетам они принадлежали, не установлено.
YF-112 — Какому самолету принадлежало это обозначение, не установлено, с большей долей вероятности — Су-22, с меньшей — МиГ-19.
YF-113А - МиГ-17Ф «Хэв Дрилл».
YF-113B - МиГ-23БН.
YF-113C - J-5 (МиГ-17Ф китайского производства).
YF-113E - МиГ-23МС
YF-113G — самое «загадочное» обозначение, скорее всего модификация МиГ-23, но не исключен секретный прототип истребителя для ВВС США, летавшего в 1993— 1996 гг.
YF-113H — Обозначение использовалось в 1987—1995 гг. Какому самолету оно принадлежало, не установлено.
YF-114C - МиГ-17Ф «Хэв Ферри» и все МиГ-17Ф 4477-й эскадрильи.
YF-114D - МиГ-17ПФ.
YF-115 — предположительно Су-7.
YF-116А — Обозначение использовалось в 1987—1995 гг. Какому самолету оно принадлежало, не установлено.
YF-118 — предположительно МиГ-29.