Владимир КАХЛЕНКО
«В сложной обстановке действует грамотно и хладнокровно. Летать любит, летает уверенно». Это выдержка из аттестации, которая дана Алексею Хакбердыеву после окончания Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. Тогда, в 2007 г., выпускник лётного училища лейтенант Алексей Хакбердыев не мог знать, что через два года жизнь устроит ему экзамен и эти качества, изложенные на бумаге училищными командирами, придётся подтверждать в экстремальной ситуации.
15 декабря 2009 г. на авиабазе Липецкого авиацентра проходили плановые полёты. Все шло своим чередом, как принято говорить -штатно. Инженеры и техники на земле проверяли оборудование и выпускали самолёты в очередные вылеты, лётчики и штурманы выполняли полёты согласно плановой таблицы. Командир авиационного звена штурмовой эскадрильи старший лейтенант Алексей Хакбердыев выполнил два полета: упражнение, необходимое для присвоения первой классной квалификации, и тактическое бомбометание на полигоне. Оставался еще один, ночной.
Вырулив на старт и получив разрешение от руководителя полётов, Алексей поднял штурмовик Су-25 в воздух и через несколько минут приступил к выполнению тактического бомбометания на полигоне. Бомбометание по данным объективного контроля выполнил на «отлично».
О дальнейшем рассказывает сам Алексей: «Выполнив уход с полигона, я пошёл к своему аэродрому и начал заходить на посадку. Выйдя на посадочный курс на удалении 17 км от аэродрома погасил скорость до 380 км/час, поставил кран выпуска шасси в положение «Выпуск» и, как положено, посмотрел на индикацию выпуска шасси. Лампочка выпуска правой стойки не горела. Проверив работоспособность индикации, доложил о ситуации руководителю полётов и по его команде выполнил пролёт над ВПП на малой высоте для того, чтобы с земли могли подтвердить информацию о невыходе шасси.
Сначала в воздухе над аэродромом я пытался выпустить шасси основным и аварийным способом, а также с помощью перегрузок. Стойка не выходила. Тогда принял решение сажать самолёт без шасси на грунтовую полосу. Всё это время руководитель полётов находился со мной на связи, подсказывал и корректировал мои действия. Выработав топливо до критического остатка, начал выполнять заход на посадку. На удалении 4 км от ВПП аварийно сбросил фонарь и выполнил посадку без шасси на грунтовую полосу. После посадки выключил двигатели и покинул самолёт».
Вот такой скромный рассказ без лишних слов и эмоций. На вопрос: «Как сажал самолёт на скорости 280 км/час при температуре воздуха минус 28 градусов без фонаря?» также скромно ответил: «В кабине стало прохладнее, пришлось пригнуться чтобы сильно не дуло». После небольшой паузы добавляет: «Страха не было, было огромное чувство ответственности за тех кто на земле. Мною двигало одно желание - посадить самолёт так, чтобы ничего не поломать. Хотелось спасти машину. И это удалось». Действительно, после обследования выяснилось, что самолёт получил незначительные повреждения обшивки, трубопроводов и антенн, которые, по словам инженеров, возможно устранить своими силами.
Отец Алексея - полковник запаса военный лётчик-снайпер Владимир Хакбердыев — тоже всю жизнь посвятил авиации, дважды попадал в подобные критические ситуации и оба раза выходил победителем.
Из рассказа Алексея Хакберды-ева: «До моего случая мы много раз говорили с отцом на эту тему. Обсуждали и подробно разбирали действия лётчика в подобной ситуации поэтому морально я был готов. Отец вселил в меня уверенность, что такую посадку можно совершить».
Формировала Алексея, как будущего летчика, и обстановка, в которой он рос. Родился в 1983 году в ГДР (город Дрезден), в первый класс пошёл в Польше, окончил школу в Забайкалье. Поменяв до поступления в училище не один гарнизон, он фактически жил и рос на аэродроме, впитывая с запахом керосина и рассказами бывалых неповторимую атмосферу и романтику лётной профессии. Моральную готовность подкрепила готовность профессиональная. За два года после окончания училища стал военным лётчиком 2-го класса, налетал более 300 часов и уже летает по программе летчика 1-го класса. Для сравнения: в большинстве частей ВВС его однокашники в лучшем случае стали лётчиками третьего класса со средним налётом 50 часов в год.
Подполковник Владимир Гринь -начальник службы безопасности полётов авиацентра, лётчик первого класса, сказал: «Несмотря на то, что экстремальная ситуация произошла при полёте ночью в сложных метеоусловиях, лётчик действовал хладнокровно и грамотно. В данном случае он имел право катапультироваться и спасти только себя, но Алексей принял наиболее правильное решение. Проявив мужество и героизм, он своими действиями сохранил дорогостоящую технику и показал, что из таких ситуаций можно выходить победителем».
Мнения товарищей совпадают с оценкой командования, которое выражено в представлении к награде.
Из представления: «За смелые и решительные действия, совершённые при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, старший лейтенант Хакбердыев Алексей Владимирович удостоен награждения орденом Мужества».