Андрей ХАРУК
"Нимрод" MRA.4
Во времена Второй мировой войны заметную роль в войне на море сыграли патрульные самолеты берегового базирования, оказавшиеся одним из наиболее эффективных противолодочных средств. Большинство машин подобного предназначения создавалось на базе тяжелых бомбардировщиков: британских «Ланкастеров» и «Галифаксов», американских «Либерейторов». Но предвосхитила послевоенную тенденцию фирма «Локхид», спроектировавшая патрульный «Хадсон» на базе пассажирского самолета. Именно пассажирские лайнеры с их вместительными фюзеляжами, идеально подходящими для размещения многочисленной аппаратуры и рабочих мест операторов, послужили основой для проектирования наиболее распространенных самолетов базовой патрульной авиации последних десятилетий: американского «Ориона», советского Ил-38, британского «Нимрода». О последнем из них и пойдет речь в нашем рассказе.
Основу базовой патрульной авиации Королевских ВВС в 50-е годы составляли четырехмоторные поршневые самолеты «Шеклтон», ведущие свою родословную от, безусловно, удачных, но морально устаревших бомбардировщиков «Ланкастер» и «Линкольн». Эти самолеты с тактико-техническими характеристиками на уровне Второй мировой войны никоим образом не могли обеспечить надежную защиту Британских островов от советских подводных лодок - носителей баллистических и крылатых ракет. А между тем, угроза с их стороны становилась все более реальной.
Руководствуясь этими соображениями, командование Королевских ВВС в 1958 г. приступило к поиску замены «Шеклтону». Первоначально фаворитом считался совместный проект фирмы «Авро» и французской «Бреге» - «Авро-Бреге» 2А, базировавшийся на разрабатывавшемся в то время «Атлантике». Главным отличием англо-французского проекта от оригинала была силовая установка - наряду с двумя ТВД «Тайн» предполагалось применить два дополнительных ТРД RB.153-61. Но ввиду разногласий фирм-участниц проекта по поводу применения в конструкции самолета новых материалов с сотовым заполнителем (более консервативные британцы не согласились с таким предложением французов), проект 2А так и остался на бумаге.
В ноябре 1961 г. «Авро» предложила новый проект — модель 776, базировавшуюся на конструкции пассажирского «Трайдента» с усиленным крылом и новыми двигателями — двухконтурными ТРД RB.179. Но этот проект не получил поддержки военных.
19 июня 1964 г. командование Королевских ВВС опубликовало тактико-технические требования ASR-381 для нового морского патрульного самолета. Новая машина должна была создаваться на основе пассажирского лайнера, оборудованного не менее, чем тремя двигателями. В качестве кандидатов рассматривались самолеты ВАС V.950 «Вэнгард» и VC.10, а также «Хоукер Сиддли» H.S.121 «Трайдент» и D.H.106 «Комет» 4С (фирма-разработчик которого «Де Хэвилленд» к тому времени утратила самостоятельность и вошла в состав концерна «Хоукер Сиддли»). В итоге выбор пал на четырехмоторный турбореактивный «Комет» — самую старую из рассматривавшихся конструкцию.
Один из пяти самолетов "Комет"-4 из состава королевских ВВС