В отчете МО США говорится о прогрессе в области разработки авиационных УР, в частности противорадиолокационной ракеты YJ-91, являющейся развитием российской УР Х-31П; в настоящее время ракеты YJ-91 входят в состав номенклатуры вооружения китайских истребителей и бомбардировщиков.
В КНР развернуто от 200 до 500 сухопутных КР DH-100. Продолжается рост численности развернутых МБР, по оценкам МО США к настоящему времени развернуто до 30 ракет DF-31 и DF-31A.
Количество БР средней дальности CSS-5 за год возросло с 60-80 до 85-95. По американской оценке, в ближайшие годы будет проведена модернизация ракеты CSS-5 с целью придания ей возможности поражать маневрирующие корабли на дальности до 2000 км.
МО США ожидает, что в ближайшем будущем китайские ракетные системы будут интегрированы в единый комплекс управления и целеуказания.
Разработка БР большой дальности JL-2 для ПЛАРБ в недавнем прошлом столкнулась с проблемами, возникшими в ходе испытаний. Ракета JL-2 предназначена для вооружения атомных подводных лодок типа «Цзинь» (в настоящее время спущены на воду две ПЛАРБ данного типа). В МО США не смогли дать прогноз выхода на патрулирование перспективных ПЛАРБ «Цзинь» с ракетами JL-2, также под вопросом остается оперативный статус единственной реально действующей китайской ПЛАРБ «Сиа», несколько лет назад прошедшей длительную программу модернизации и перевооружения с ракет JL-1 (дальность 1700 км, 1 боеголовка мощностью 1,25 МТ). В настоящее время лодка несет 12 ракет JL-2 (дальность 8000 км, 3 или 4 разделяющиеся боеголовки мощностью по 90 кт).
Тактические БР CSS-5 в состоянии готовности к пуску
Китайская ПЛАРБ «Цзинь» |
Авианосец «Си Лан» (бывший ТАВКР «Варяг») на достройке |
Военное руководство КНР уделяет огромное внимание развитию не только наступательных, но и оборонительных систем. Помимо закупки российских ЗРК, на вооружении имеются системы HQ-9 собственного производства, которые обладают ограниченными возможностями по перехвату БР, ведется разработка заатмосферных ЗРК, способных перехватывать БР большой дальности.
Аналитиками МО США отмечено сохраняющееся отставание КНР в стратегических транспортных системах. Это отставание не удается преодолеть ни закупкой таких систем в других странах, ни разработкой собственных.
Промышленность Китая готова начать постройку первого авианосца китайской конструкции, но, по оценке МО США, этот корабль войдет в строй не ранее 2015 г. Подготовка летчиков палубной авиации будет проходить на закупленном у Украины и пока недостроенном авианосце «Си Лан» (бывший ТАВКР «Варяг»), который проходит в КНР достройку и модернизацию.
Разработка новых систем вооружений связана с расширением влияния КНР на западную часть Тихого океана, но текущее планирование ведется в расчете на действия в районе Тайваньского пролива. Отчет МО США свидетельствует, что в 2010 г. в этом плане со стороны КНР практически ничего не изменилось. Количество истребителей в ВВС и ВМС НОАК возросло с 1655 до 1680, но лишь 330 из них способны достигнуть Тайваня. Территории Тайваня способны достигнуть 160 бомбардировщиков и 40 транспортных самолетов ВВС НОАК.