Истребитель-бомбардировщик "Москито", оборудованный пусковыми установками ракет
Пуск ракет с истребителя-бомбардировщика |
"Москито" атакует подводную лодку |
«Москито» в варианте FB.Mk.VI попали и в Береговое командование. В 1944 году несколько эскадрилий «Бофайтеров» были перевооружены на новую, более быстроходную машину. Первой была оснащена ими 248-я эскадрилья, затем к ней присоединились 143-я и 235-я, составив ударное крыло Банфа, которое нанесло основной ущерб вражескому судоходству и портам в Бискайском заливе, Северном море и, в конце войны, в Ла-Манше. 248-я эскадрилья действовала и на другой модификации «Москито», созданной в 1943 году специально для борьбы с кораблями. Это был «Москито» FB.Mk.XVIII. Данный вариант имел 57-мм пушку «Молинз» (равноценную 6-фунтовой полевой пушке), заменившую все четыре 20-мм пушки. В фюзеляже поставили бак на 295 л горючего и установили дополнительную броню для защиты от зенитного огня подводных лодок. Как вариант Mk.VI, Mk.XVIII сохранил возможность нести под крылом бомбы, ракеты или подвесные баки; сохранились и два-четыре носовых пулемета, в основном, для прицеливания перед выстрелом из орудия главного калибра.
Первый из 27 переделанных Mk.VI взлетел 8 июня 1943 года. 248-я эскадрилья, летавшая на «Бофайтерах», получила первые два «Москито» FB.Mk.XVIN в октябре 1943 года. Первую боевую операцию они провели 24 октября. В начале 1944 года эскадрилья полностью перевооружилась на «Москито» FB.Mk.VI, а «Москито» FB.Mk.XVIII применялся специальным подразделением до начала 1945 года. Несколько подводных лодок были атакованы и повреждены с самолетов FB.Mk.XVIII, которые потом временно применялись и 254-й эскадрильей. Однако, именно вооруженные ракетами FB.Mk.VI одержали первую большую победу над субмаринами, обнаружив сразу три подводных лодки на поверхности воды у побережья Норвегии. Все они были потоплены совместными действиями 37 «Москито» из 143-й, 235-й и 248-й эскадрилий. К концу войны эскадрильи «Москито» потопили 10 подводных лодок.
НОВЫЕ НОЧНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
Когда истребитель-бомбардировщик «Москито» FB.Mk.VI пошел в производство, оказалось возможным использовать некоторые элементы его конструкции в других модификациях. Так производство ночных истребителей было продолжено модификацией NF.Mk.XIII, которая имела «базовое» крыло (с возможностью подвески сбрасываемых баков), сочетавшееся с радиолокационной установкой, взятой с NF.Mk.XII и моторами «Мерлин» 21 или «Мерлин» 23. В Левсдене построили 270 NF.Mk.XIII. Затем, когда появился «Мерлин» 25, перешли на NF.Mk.XIX, который опять-таки имел «базовое» крыло, моторы «Мерлин» 25 и «универсальный» обтекатель, годящийся как для локатора SCR 720 (Al Mk.X), так и для Al Mk.VIII. Из Левсдена пришли 50 из 280 построенных «Москито» XIX; остальные поступили со сборочной линии в Хэтфилде. Наконец, в семействе ночных истребителей пришли к применению «Мерлинов» с двухступенчатым наддувом, уже применявшихся на бомбардировщиках и разведчиках. Вариант Mk.XIII с такими моторами остался неосуществленным проектом под названием NF.Mk.XIV. А вот NF.Mk.XIX с моторами «Мерлин» 72 стал называться NF.Mk.30. Он впервые взлетел в апреле 1944 года. Его можно было отличить по небольшой «губе» воздухозаборников нагнетателей, расположенных под коками винтов. Таких самолетов построили 530 — все в Левсдене. С новыми двигателями «Мерлин» 113 и английским радиолокатором Al Mk.lX в мае 1945 года взлетел «Москито» NF.Mk.36, но 163 построенных самолета в войне уже не применялись. Последний вариант ночного истребителя NF.Mk.38 был уже послевоенной разработкой.
Базировавшиеся в Великобритании эскадрильи, предназначенные для ночного перехвата и рейдов на территорию противника, принимали в эксплуатацию в течение 1943 -44 гг. все новые модификации истребителей «Де Хевилленд». Среди них были и 50 Mk.XIII, модифицированные фирмой «Хестон Эйркрафт» для впрыска закиси азота в двигатели. Испытания в RAE показали, что эта модель дала прирост скорости в 76 км/ч на высоте 8500 м в течение шести минут. Эти самолеты в начале 1944 года использовали 96-я и 410-я эскадрильи.
Как уже отмечалось, FB.Mk.VI без радиолокаторов использовались над вражеской территорией в качестве так называемых «рейнджеров», которые вели «свободную охоту». С середины 1944 года было разрешено применение для наступательных целей над вражеской территорией и оснащенные радиолокаторами новейшие истребители варианта NF.Mk.XIII и даже машины более поздних модификаций. До этого времени считалось, что противник получит слишком ценную информацию, изучив радиолокационное оборудование сбитых самолетов. Более ранние «Москито» NF.Mk.II и их радары не считались столь ценными в этом отношении и использовались 100-й группой поддержки бомбардировщиков над территорией противника еще с конца 1943 года.