Оглавление

"МОСКИТО" - 70 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВОГО ПОЛЕТА

Материал подготовил Владимир Котельников

MossiY70001.jpg

Москито B.Mk.XVI из состава 571-й эскадрильи

Одним из выдающихся летательных аппаратов периода Второй мировой войны является "Москито", основанный на идеях, являвшихся полной противоположностью преобладавшим в то время взглядам на концепцию бомбардировщика. Министерство авиации Великобритании в предвоенные годы вело работу так, что каждый последующий тип был более тяжелым и лучше вооруженным, чем предыдущий. Шла ли речь о задании на легкий дневной, средний дневной или тяжелый ночной бомбардировщик, требования в каждом последующем задании включали большую бомбовую нагрузку, большую дальность, более сильное оборонительное вооружение, что неизбежно вело к нарастанию веса, а это, в свою очередь, - к увеличению трудоемкости изготовления машины и расхода сырья, особенно легких сплавов, которые в конце 30-х г.г. стали основным материалом для самолетостроения.

Хотя компания «Де Хевилленд» из Хэтвилда в середине 30-х г.г. не числилась среди основных поставщиков боевых самолетов для ВВС, ее ведущие конструкторы С. Уолкер, Р. Бишоп и сам Джефри Де Хевилленд, безусловно были знакомы с тенденциями переоснащения и расширения военной авиации. Специальностью фирмы были легкомоторные самолеты и пассажирские машины, выполненные из дерева. Важность высокой аэродинамической чистоты для получения хороших скоростных характеристик была отлично известна сотрудникам «Де Хевилленд», имевшим большой опыт участия самолетов фирмы в различных гонках и перелетах. Вследствие этого, когда в Хэтфилде 24 августа 1936 г. получили задание Р.13/36 (этот документ впоследствии привел к появлению бомбардировщиков «Манчестер», «Ланкастер» и «Галифакс»), конструкторы «Де Хевилленд» были несколько раздражены его основными положениями, поскольку по нему требовалось создать тяжеловооруженный цельнометаллический бомбардировщик.

Это раздражение не помешало КБ в Хэтфилде провести эскизное проектирование нескольких самолетов, удовлетворяющих заданию Р.13/36, основывавшихся на двухмоторных вариантах DH.91 «Альбатрос» или вооруженном DH.95 «Фламинго». Последний был первой крупной попыткой фирмы заняться металлическим самолетостроением. Однако к середине 1938 г. самым перспективным проектом в Хэтфилде все же была модификация «Альбатроса» с двумя моторами «Мерлин» (конструкция, конечно, была цельнодеревянной). Фирма полагала, что дополнительные мощности деревянного самолетостроения окажутся не лишними в случае начала войны, когда потребность в самолетах увеличится, а металлообрабатывающая промышленность будет перегружена заказами. Деревянная конструкция, кроме того, позволяла быстрее построить прототип и ускорить подготовку последующих модификаций. Эта особенность самолета была поддержана министерством авиации.

Фирма «Де Хевилленд» была не одинока в заботе об экономии стратегических материалов. Этим же с февраля 1938 г. занимался Дж. Ллойд из «Армстронг-Уитворт». В конце того же года Министерство авиации выдало по крайней мере одно задание, В.18/38, на средний бомбардировщик с использованием в его конструкции минимального количества легких сплавов. В итоге, фирма «Армстронг-Уитворт» запустила в серию «Албермарл», выполненный из стали и дерева. Проект же «Де Хевилленд» был далек от простой замены металла деревом. Предлагался маленький (экипаж всего два человека) бомбардировщик с высокими летными характеристиками без какого-либо оборонительного вооружения, т. к. считалось, что высокая скорость и большая высота сохранят самолет от вражеских истребителей и зенитной артиллерии.

Чем глубже прорабатывались идеи, тем с большим энтузиазмом работали конструкторы в Хэтфилде. Проектировавшийся самолет должен был быть менее трудоемок и более дешев, чем любой средний бомбардировщик того времени, в его конструкции не использовались «стратегические» материалы и такие самолеты могли производиться на уже имевшихся производственных мощностях. Более того, экипаж из двух человек обещал уменьшить расходы на содержание и обучение личного состава ВВС. Учитывая более высокую скорость, новый самолет мог доставить к цели за время своей службы большую бомбовую нагрузку, чем большой тихоходный самолет.

Эти аргументы казались безупречными, но концепция безоружного бомбардировщика была слишком новаторской для чиновников министерства авиации, тесно связанных с созданием нового поколения тяжелых бомбардировщиков с мощным вооружением, находившихся в разработке в середине 1939 г.

Оглавление