Оглавление

Основное преимущество МиГ-31 - это способность действовать автономно, вне зоны действия навигационных маяков и пунктов наведения истребителей. В любом районе, даже где нет радиолокационного поля, но возможен пролет воздушного противника, группа истребителей способна вставать в «заслон» и уничтожать любые воздушные цели в полосе ответственности.

Насколько, по Вашему мнению, МиГ-31 удобен для работы штурмана?

Эргономика кабин, в частности кабины штурмана, мне нравится, считаю ее отличной. Еще советскими конструкторами было заложено такое расположение приборов и оборудования. Много моих однокашников и друзей летает на этих самолетах, никто не жаловался.

Ваша часть находится на круглосуточном боевом дежурстве, и на ритуальной площадке стоянки дежурных сил, где каждое утро экипажи заступают на боевое дежурство, установлен символический пограничный столб. Как воспринимают этот символ те, кто несет боевое дежурство?

Мы защищаем воздушные границы государства, находясь в центре страны. Пограничный столб, конечно, никакими документами не установлен, но для каждого из нас, летчиков, штурманов, инженеров — этот знак является реальным, как и фраза «мы защищаем рубежи нашей Родины». Наш рубеж защиты -это взлет.

Подполковник ШУЛЬГА Эдуард Леонидович, заместитель командира части по летной подготовке, летчик-снайпер.

В 1987 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31. Общий налет - 1850 часов, из них на МиГ-31 — 1200 часов, летает на нем с 1994 года. Один из опытнейших летчиков-инструкторов авиационной базы.

-  МиГ-31 считается серьезной машиной, одной из самых сложных и строгих в управлении. Долгие годы к полетам на ней допускались лишь опытные летчики с квалификацией не ниже 2 класса. Однако вот уже несколько лет в частях ВВС на этом самолете начинают летать молодые офицеры сразу после окончания военного училища. Как Вы считаете, насколько это оправдано и в какой мере самолет приспособлен для обучения молодых летчиков?

MiG31Y35007.jpg

Понятно, что для обучения молодых летчиков данный самолет приспособлен не в полной мере по нескольким причинам. Во-первых, один вылет на МиГ-31 стоит довольно дорого по сравнению с такими самолетами как МиГ-29, Л-39 или им подобным. Во-вторых, самолет сам по себе довольно сложный. Хотя практика показывает, что выпускники справляются с освоением самолета успешно и при грамотно поставленной методике обучения летают безопасно. Но я считаю, что первоначально целесообразно осваивать все же более простые самолеты, например, до достижения налета в 300 часов и получения 3-го класса, после чего приступать к полетам на данном типе.

Каково Ваше личное отношение к самолету МиГ-31 и в чем его отличие от других типов?

У каждого самолета есть свои особенности, даже у разных модификаций одного типа. Это касается и того самолета, на котором я в настоящее время летаю. Летчик -это такое существо, которое привыкает ко всему, и поэтому для него нет большой разницы, на чем летать, лишь бы летать. Неважно, на каком типе, главное - выполнять свою любимую работу и стремиться делать это качественно, профессионально и безопасно.

Самолету МиГ-31 уже 35 лет. На момент своего создания он значительно опережал свое время. Как вы считаете, долго ли он еще будет востребован как истребитель противовоздушной обороны?

Конечно, время не стоит на месте, и на данном этапе хотелось

бы иметь на вооружении что-то лучшее, более современное. Это касается и оборудования, и навигационных систем, и систем вооружения. Ну и самолеты поновее, поскольку самые молодые самолеты в нашей части выпущены более 20 лет назад.

Но МиГ-31 будет востребован до тех пор, пока будет хватать ресурса планера, двигателей и пока не появится достойная замена этому прекрасному самолету.

ГРИГОРЬЕВ Валерий Васильевич.

Полковник запаса, Заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков в 1974 году, Тверскую академию ПВО в 1991 году. Освоил самолеты МиГ-15, Су-7, Су-11, МиГ-25, МиГ-31. Служил в должности командира 764-го истребительного авиационного полка (Большое Савино) с 1991 по 2001 год. Общий налет 3150 часов, из них на МиГ-31 — более 700 часов.

-   Валерий Васильевич, какой след в вашей долгой летной жизни оставил самолет МиГ-31?

— МиГ-31 я считаю одним из лучших самолетов всех времен и народов, это непревзойденный шедевр авиастроения. Он и в советское время и даже сейчас свой потенциал еще до конца не использовал. По большому счету, самолет можно эксплуатировать еще десятки лет, постоянно модернизируя, устанавливая новое оборудование, новые двигатели, прицельные системы, ракетное вооружение. Да и нет в мире серийного самолета, который летает со скоростью 3000 км/ч, и который способен на таких дальностях обнаруживать и уничтожать воздушные цели. Новые разработки модернизированного МиГ-31 у нас есть, просто денег не хватает. Один пример достигнутого эффекта: только за счет переноса центра масс и установки новой системы управления характеристики дальности и продолжительности полета самолета значительно возросли.

Оглавление