Основное преимущество МиГ-31 - это способность действовать автономно, вне зоны действия навигационных маяков и пунктов наведения истребителей. В любом районе, даже где нет радиолокационного поля, но возможен пролет воздушного противника, группа истребителей способна вставать в «заслон» и уничтожать любые воздушные цели в полосе ответственности.
- Насколько, по Вашему мнению, МиГ-31 удобен для работы штурмана?
- Эргономика кабин, в частности кабины штурмана, мне нравится, считаю ее отличной. Еще советскими конструкторами было заложено такое расположение приборов и оборудования. Много моих однокашников и друзей летает на этих самолетах, никто не жаловался.
- Ваша часть находится на круглосуточном боевом дежурстве, и на ритуальной площадке стоянки дежурных сил, где каждое утро экипажи заступают на боевое дежурство, установлен символический пограничный столб. Как воспринимают этот символ те, кто несет боевое дежурство?
- Мы защищаем воздушные границы государства, находясь в центре страны. Пограничный столб, конечно, никакими документами не установлен, но для каждого из нас, летчиков, штурманов, инженеров — этот знак является реальным, как и фраза «мы защищаем рубежи нашей Родины». Наш рубеж защиты -это взлет.
Подполковник ШУЛЬГА Эдуард Леонидович, заместитель командира части по летной подготовке, летчик-снайпер.
В 1987 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31. Общий налет - 1850 часов, из них на МиГ-31 — 1200 часов, летает на нем с 1994 года. Один из опытнейших летчиков-инструкторов авиационной базы.
- МиГ-31 считается серьезной машиной, одной из самых сложных и строгих в управлении. Долгие годы к полетам на ней допускались лишь опытные летчики с квалификацией не ниже 2 класса. Однако вот уже несколько лет в частях ВВС на этом самолете начинают летать молодые офицеры сразу после окончания военного училища. Как Вы считаете, насколько это оправдано и в какой мере самолет приспособлен для обучения молодых летчиков?
- Понятно, что для обучения молодых летчиков данный самолет приспособлен не в полной мере по нескольким причинам. Во-первых, один вылет на МиГ-31 стоит довольно дорого по сравнению с такими самолетами как МиГ-29, Л-39 или им подобным. Во-вторых, самолет сам по себе довольно сложный. Хотя практика показывает, что выпускники справляются с освоением самолета успешно и при грамотно поставленной методике обучения летают безопасно. Но я считаю, что первоначально целесообразно осваивать все же более простые самолеты, например, до достижения налета в 300 часов и получения 3-го класса, после чего приступать к полетам на данном типе.
- Каково Ваше личное отношение к самолету МиГ-31 и в чем его отличие от других типов?
- У каждого самолета есть свои особенности, даже у разных модификаций одного типа. Это касается и того самолета, на котором я в настоящее время летаю. Летчик -это такое существо, которое привыкает ко всему, и поэтому для него нет большой разницы, на чем летать, лишь бы летать. Неважно, на каком типе, главное - выполнять свою любимую работу и стремиться делать это качественно, профессионально и безопасно.
- Самолету МиГ-31 уже 35 лет. На момент своего создания он значительно опережал свое время. Как вы считаете, долго ли он еще будет востребован как истребитель противовоздушной обороны?
- Конечно, время не стоит на месте, и на данном этапе хотелось
бы иметь на вооружении что-то лучшее, более современное. Это касается и оборудования, и навигационных систем, и систем вооружения. Ну и самолеты поновее, поскольку самые молодые самолеты в нашей части выпущены более 20 лет назад.
Но МиГ-31 будет востребован до тех пор, пока будет хватать ресурса планера, двигателей и пока не появится достойная замена этому прекрасному самолету.
ГРИГОРЬЕВ Валерий Васильевич.
Полковник запаса, Заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков в 1974 году, Тверскую академию ПВО в 1991 году. Освоил самолеты МиГ-15, Су-7, Су-11, МиГ-25, МиГ-31. Служил в должности командира 764-го истребительного авиационного полка (Большое Савино) с 1991 по 2001 год. Общий налет 3150 часов, из них на МиГ-31 — более 700 часов.
- Валерий Васильевич, какой след в вашей долгой летной жизни оставил самолет МиГ-31?
— МиГ-31 я считаю одним из лучших самолетов всех времен и народов, это непревзойденный шедевр авиастроения. Он и в советское время и даже сейчас свой потенциал еще до конца не использовал. По большому счету, самолет можно эксплуатировать еще десятки лет, постоянно модернизируя, устанавливая новое оборудование, новые двигатели, прицельные системы, ракетное вооружение. Да и нет в мире серийного самолета, который летает со скоростью 3000 км/ч, и который способен на таких дальностях обнаруживать и уничтожать воздушные цели. Новые разработки модернизированного МиГ-31 у нас есть, просто денег не хватает. Один пример достигнутого эффекта: только за счет переноса центра масс и установки новой системы управления характеристики дальности и продолжительности полета самолета значительно возросли.