Оглавление

Кроме приведённых выше итогов испытаний лётчики отметили следующее. Окрашенные истребители МиГ-15бис в воздухе казались меньшими по габаритам, а окраска делала их очень похожими на самолёты F-86 «Сейбр». Тёмные камуфляжные пятна на верхних поверхностях истребителей не улучшали маскирующих свойств окраски. Также лётчики отметили, что окрашенные самолёты в некоторых положениях всё же давали на солнце отблески, хотя и в меньшей степени. Лучшим они признали вариант маскирующей окраски №1. Однако цвет для верхних поверхностей не являлся окончательным, так как было необходимо проверить его в летних условиях. Кроме того, требовалось увеличить матовость маскирующей окраски.

Дальнейший план работ предусматривал окраску по выбранному варианту восьми истребителей МиГ-15бис с целью оценки маскирующих свойств в боевых условиях и выдачи окончательного заключения. Но в ходе испытаний было принято решение окрасить по 8 - 10 самолётов во всех частях 64-го ИАК, что позволяло более качественно выполнить поставленную задачу и быстрее завершить перекраску всех самолётов авиакорпуса.

К нанесению маскирующих нитроглифталевых покрытий приступили 14 февраля на аэродроме Мяогоу в ангаре, вмещавшем два самолёта. При этом температура в процессе окраски колебалась в пределах 14 - 18°С на расстоянии 1,5 м от пола, что достигалось за счёт подачи теплого воздуха в ангар от двух воздухонагревателей.

Перед нанесением маскирующего покрытия имевшаяся красная окраска носовой части фюзеляжа и киля, а также опознавательные знаки и бортовые номера самолётов удалялись с поверхности обшивки растворителем РДВ или смывкой СД. Затем на очищенную и протёртую лаковую плёнку наносился тонкий слой алюминиевой эмали НГЭ-70. После 40 - 50 минут выдержки и удаления пыли наносился слой цветной эмали. Тёмно-голубая эмаль получалась путём добавления синей эмали в серо-голубую К-360М, а светлая зеленовато-серая - добавлением жёлтой и синей эмали к алюминиевой НГЭ-70. Общий расход готовых к употреблению эмалей составлял около 20 кг на один самолёт.

МиГи выводились из ангара через 1 - 2 часа после окончания окраски, которая завершалась нанесением опознавательных знаков и бортовых номеров. Полное затвердевание лакокрасочной плёнки происходило уже на открытом воздухе в течение 2-3 дней при температуре окружающей среды от -5° до -15°С. На этот период запрещалось зачехление окрашенных самолётов и принимались соответствующие меры для предупреждения механических повреждений затвердевающей плёнки. В частности запрещалось хождение по крылу и обливание окрашенных поверхностей при заправке машин маслом и топливом. Также техсоставу предписывалось осторожно пользоваться стремянкой и инструментом при обслуживании самолётов. В принципе быстросохнущие нитроглифталевые покрытия допускали взлёт самолёта уже через два часа после его окраски, а полное затвердевание лакокрасочной плёнки происходило через 24 - 36 часов при условии выдержки при температуре 10 - 20°С.

В связи с полученными указаниями Главкома ВВС об ускорении перекраски всех истребителей 64-го ИАК, с 20 февраля работы по окраске перенесли в город Мукден, где их проводили в большом ангаре, который вмещал 20 машин и имел паровое отопление, обеспечивавшее поддержание температуры 14 - 17°С. Одновременно в ангаре окрашивали 6-8 самолётов.

Параллельно с окраской истребителей, в период с 18 по 21 февраля лётный состав частей 64-го авиакорпуса был ознакомлен с результатами испытаний маскирующей окраски на четырёх истребителях. Кроме этого перед лётчиками были поставлены вопросы, подлежавшие выяснению в боевой практике.

Время обнаружения пары при схождении на встречно-параллельных курсах (до момента встречи в створе)

Номера схождений

1

2

3

4

5

Примечание

Неокрашенные самолёты, с

7

5

6

7

4

V полёта 650 км/ч

Окрашенные самолёты, с

6

5

2

0

2

V полёта 620 км/ч

Интервалы между курсами, км

5

8

3

5

8

V встречи 1270 км/ч

Превышение окрашенных самолётов над неокрашенными, м

0

-700

+700

0

0

Солнце сверху сбоку под углом 45°

Боевые вылеты на окрашенных самолётах МиГ-15бис лётный состав начал уже 16 февраля. Всего же до 5 марта на камуфлированных машинах в общей сложности было выполнено около 600 боевых самолёто-вылетов в составе полка (дивизии). Оценка маскирующей окраски истребителей в боевых условиях выводилась на основе индивидуального опроса 60 лётчиков 64-го ИАК, имевших возможность наблюдать и сравнивать окрашенные и неокрашенные самолёты.

В целом ответы на поставленные вопросы соответствовали тем результатам, которые были получены во. время испытаний четырёх истребителей МиГ-15бис. Лётчики положительно оценили маскирующие свойства окраски и подтвердили преимущества окрашенных машин перед неокрашенными в большинстве случаев. Лишь на фоне светлой облачности и снежного покрова поиск окрашенных самолётов не представлял затруднений, причём в этих условиях они были видны несколько лучше, чем неокрашенные.

Опознавание камуфлированных машин было труднее и для наших лётчиков и для лётчиков противника. Причём во время первых вылетов были случаи, когда противник не атаковал окрашенные МиГи. Было и наоборот, когда наши лётчики делали попытки атаки этих же самолётов.

Лётный состав признавал, что новая окраска увеличивала возможность более незаметного подхода к противнику, особенно при солнечном освещении, но установить это за прошедший срок не удалось, так как окрашенные самолёты вылетали на задания в группе с неокрашенными.

В целом, по мнению лётчиков, предложенный для окраски вариант №1 удовлетворял требованиям маскировки МиГ-15бис в воздухе, имевший всё же место блеск поверхностей окрашенных самолётов следовало уменьшить или исключить совсем. При этом они отметили, что в боевых действиях необходимо использовать одинаково окрашенные машины с тем, чтобы не вводить дополнительных затруднений при наблюдениях в воздухе.

Изменение скорости истребителей МиГ-15бис после их окраски, лётным составом в боевых вылетах практически не ощущалось. Однако отмечалось, что лакокрасочное покрытие легко повреждается в процессе эксплуатации, а это в свою очередь могло способствовать ухудшению аэродинамических качеств самолёта.

Оглавление