Оглавление

ЗОЛОТЫЕ ОРЛЫ

ПИЛОТАЖНАЯ ВЕРТОЛЁТНАЯ ТРУППА С АВИАБАЗЫ ГОЛУБОВЦЫ

Светозар ИОКАНОВИЧ (Черногория)

Помощь при переводе статьи на русский язык оказал Антон ПЕЧЕРСКИЙ, Фото предоставили Светозар Йоканович и Ванче Янчовский

Начало истории

История пилотажных вертолетных груп в Югославии началась с 1997 г., когда на аэродроме Голубовцы, что недалеко от Подгорицы (столицы Черногории, находившейся тогда в составе Союзной Республики Югославия), в составе 897-й смешанной вертолётной эскадрильи 127-й авиационной бригады ВВС и ПВО Югославии была сформирована вертолётная группа «Стршлени» (шершни). Группа располагала четырьмя вертолётами SA-342L «Газель». Инициаторами создания группы стали сами летчики. Дебютный показ вертолетной пилотажной группы состоялся на международном авиашоу, устроенном в том же году на аэродроме Батайница (Белград). В показе приняли участие: экипаж ведущего вертолета - майор Драган Рашин (командир эскадрильи) и капитан 1-го класса Ванче Янчовский, экипаж левого ведомого — капитан 1-го класса Горан Илич и капитан Слобо Перуничич, экипаж правого ведомого - капитан 1-го класса Слободан Антонич и капитан Зладибор Яньич, экипаж замыкающего вертолета - капитаны Анджелко Бртан и Спавко Байич. Лётчики сами разработали захватывающую программу пилотажа. Расстояние между вертолётами в воздухе составляло менее 10 м. Программа пилотажа включала в себя следующие фигуры:
„Пересечение", когда вертолёты шли навстречу один другому со скоростью 264 км/ч на боковой дистанции, не превышающей 10 м;
„Ступень", когда вертолёты шли последовательно один за другим уступом по высоте, с дистанцией по вертикали не более 5 м. При полёте в таком строю, когда одна машина буквально висит над лопастями несущего винта другого вертолета, нет права на ошибку;
„Ромб". При этом расстояние между вертолётами меньше диаметра плоскости, ометаемой несущим винтом, а расстояние по высоте - 1 м;
„Зеркало". В этом случае вертолёты расположены в виде креста, носом друг к другу. За построением в «ромб» следовало вращение вокруг своей оси и планирование.

MNGldIgH001.jpg MNGldIgH002.jpg

"Стршлени"

Динамичная и увлекательная программа продолжалась не более 12 минут. После первого показа пилотажников поздравили югославские и зарубежные летчики: экипажи российских Су-30 из Керченского ГвИАП и пилоты французских «Миражей» 2000, которые также принимали участие в авиашоу «Батайница-97».

Особой окраски вертолёты пилотажной группы тогда не получили, но летчики-«шершни» отличались от своих коллег по ВВС и ПВО комбинезонами желтого цвета.

Всего через год после создания, в 1998 г., группа работала точно и слаженно, подобно швейцарским часам. Обновленный вариант программы был представлен на авиационном шоу «Батайница 98». Подобно российским пилотажникам, пилоты югославской вертолетной группы помимо пилотажа выполняли текущие задания в эскадрильи «по предназначению».

Во время агрессии НАТО в 1999 г. полеты «шершеней» не прекращались даже после завоевания противником превосходства в воздухе. Все вертолёты и их экипажи пережили войну. После войны группа участвовала лишь в одном публичном выступлении - на авиашоу „Голубовцы 2000" 2 августа 2000 г., которое стало и последним в истории «шершней». Тогда выступление „Стршлени" прошло в сокращённом составе - старое ядро группы (Янчовский, Бртан и Яньич) и ведущий -  тогдашний командир 897-й смешанной вертолётной эскадрильи майор Войо Вуйисич. Командование ВВС из-за недостатка керосина прекратила работу группы. Однако видеоматериалы их ярких и запоминающихся выступлений дошли до пилотов эскадрильи британских Королевских ВВС „Голубые орлы" (Blue Eagles), летающей на вертолётах «Линкс». Ролики произвели огромное впечатление на англичан -  «орлы» попросили разрешения включить некоторые фигуры пилотажа в собственную программу!

Оглавление