![]() |
![]() |
Открытие защитной крышки шахты комплекса «Шексна В» |
Ракета Р-16У в шахте. Хорошо заметны направляющие, по которым двигалась ракета во время старта |
Весной 1962 г. началось строительство ракетных баз для новых ракет. Всего построили 3 базы по 18 шахтных пусковых установок каждая (всего 54 ракеты): Дэвис-Монтан в Аризоне, Мак Коннел в Канзасе и Литл Рок в Арканзасе. Шахты находились на удалении 10-15 км друг от друга и были совершенно независимыми. Ракете присвоили военное обозначение LGM-25C.
Пуск каждой ракеты осуществлялся по команде из пункта управления, находящегося рядом с шахтой. Это несколько удорожало систему, но давало преимущества во время ядерной войны. Пункт управления был связан с ракетой системой засекреченной связи. Для этого на шахте и пункте управления имелись по две антенны, которые выдвигались на высоту 24 м. Система снабжалась автоматическим устройством обнаружения неисправностей.
|
|
Ракеты были ампулизированы по типу ракет Янгеля. Это значит, что сразу после заправки топливом и окислителем они герметично закрывались, а трубопроводы, по которым компоненты топлива подавались в двигатель, имели тонкие стальные мембраны, которые разрывались только после подачи команды на запуск двигателей. Такая конструкция топливной системы позволяла хранить ракеты в заправленном состоянии неограниченное время, при этом на предстартовые операции затрачивалось не более одной минуты. По своей боеготовности ракета «Титан II» нисколько не уступала Р-16, а по своим летным характеристикам превосходила ее. По ним, она скорее приближалась к советской Р-36.
Как и Р-16, «Титаны» оказались довольно сложными в эксплуатации. Ежедневно один из техников должен был надевать защитный скафандр и осматривать топливные баки и трубопроводы на предмет протечек. Чем старше становились ракеты, тем большей была вероятность аварии.
Протечки начались в конце лета 1978 г. после 15 лет службы. 24 августа 1978 г. на базе 533-й эскадрильи Мак Коннел, в одной из шахт потек окислитель. Протечку устранили, ракету вынули, но отравленная шахта больше не использовалась. В следующем году произошла катастрофа. 18 сентября на базе Дэвис-Монтан протекли оба компонента топлива. Смешавшись, они воспламенились и ракета взорвалась. В этот момент в шахте проводились регламентные работы. Погибло четыре человека. Слава Богу, что боеголовки на ракете не было.
Ракеты сняли с боевого дежурства, слили компоненты топлива и провели целый комплекс мероприятий по повышению их безопасности. Ультразвуком проверялись сварные швы, заменялись прокладки и мембраны. Одновременно на ракеты установили новую систему управления, которая была в три раза легче старой (всего 57 кг) и в полтора раза точнее. В 1980 г. «Титаны» возвратили в строй. Но их репутация была серьезно подпорчена.
2 октября 1981 г. министр обороны США Фрэнк Карлуччи объявил о начале снятия «Титанов II» с вооружения. Первой была разоружена злополучная база Дэвис-Монтан, а 23 июня 1987 г. из шахты вынули последнюю ракету «Титан».
Так закончилась эра жидкостных межконтинентальных ракет в США. Технические возможности «Титана» позволяли атаковать выбранные цели с любого направления, что приближало эту ракету к классу орбитальных ракет. Ракеты «Титан» были самыми мощными американскими ракетами не только по дальности, но и по мощности боеголовки — 9 Мт. Благодаря последнему показателю на них приходилось 30% мощности залпа всех баллистических ракет США наземного базирования. Кроме этого на них был установлен самый мощный американский комплекс прорыва противоракетной обороны.
В СССР ракету Р-16 сняли с вооружения в 1976 г. За все время испытаний и эксплуатации ракеты произвели 107 пусков, из которых 29 закончились неудачей. Всего построили 186 пусковых установок, из которых, примерно, треть были установками шахтного типа.
На смену Р-16 пришли «легкие» ракеты КБ Челомея УР-100 и «тяжелые» ракеты Янгеля Р-36. Усовершенствованные модификации этих ракет несут свою боевую службу и поныне.