Оглавление

LunArFld029.jpg LunArFld031.jpg LunArFld030.jpg

/7./7. Колошенко

Р.И. Капрэлян

Ю.А. Гарнаев

Службы Летно-испытательного комплекса заняли строения, ранее использовавшиеся воинскими частями и подразделениями, базировавшимися на Люберецком аэродроме. Были построены вертолетные площадки и испытательный стенд. Здесь испытывались многочисленные типы вертолетов, спроектированные в ОКБ Генерального конструктора Н.И. Камова.

Среди тех, кто вел эти испытания были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Н.П. Бездетнов и Е.И. Ларюшин, Заслуженные летчики-испытатели ССС Г.Н. Шишкин и Г.С. Исаев. С 1999 г. начальником летной службы ОКБ им. Н.И. Камова работал бывший летчик-испытатель ГК НИИ ВВС Заслуженный летчик-испытатель СССР В.И. Костин.

ЛЕТНО-ИСПЫТА ТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МОСКОВСКОГО ВЕРТОЛЕТНОГО ЗАВОДА им. М.Л. МИЛЯ

В 1964 г. недалеко от «камовцев» на Люберецком аэродроме разместился Летно-испытательный комплекс завода № 329, расположенного километрах в пяти к юго-востоку от аэродрома в районе железнодорожной станции Панки. Ныне это Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля.

Летно-испытательным комплексом руководил авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1968) Д.Т. Мацицкий. Так как пребывание Летно-испытательного комплекса на этом аэродроме считалось временным, капитального строительства не производилось и все его службы были размещены в девяти деревянных бараках. Однако он около четверти века оставался здесь, где прошли испытания многих вертолетов ОКБ М.Л. Миля. В числе летчиков, проводивших испытания были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Ю.А. Гарнаев, В.П. Колошенко, Р.И. Капрэлян и Г.Р. Карапетян, а также Заслуженные летчики-испытатели СССР Г.В. Алферов и Б.В. Земсков.

СПОРТСМЕНЫ И ГВФ НА ЛЮБЕРЕЦКОМ АЭРОДРОМЕ

Люберецкий аэродром часто использовался спортсменами-парашютистами и мастерами самолетного спорта, в основном для тренировок перед авиационными парадами в Тушино в День воздушного флота. Кроме того, 26 марта 1936 г. парашютистки Центрального аэроклуба Любовь Берлина и Тамара Иванова предприняли на Люберецком аэродроме попытку установить мировой рекорд в затяжном парашютном прыжке. Они покинули самолет Р-5 на высоте 5 км и должны были открыть парашюты на высоте 1000 метров. Однако спортсменки излишне затянули прыжок и погибли.

После войны в стране возросли пассажирские авиаперевозки. Поэтому во второй половине 1940-х годов, когда Аэрофлот прекратил полеты на Центральном аэродроме в Москве и до того, как была увеличена пропускная способность столичных аэропортов, регулярные почтово- и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с Люберецкого аэродрома.

С довоенных времен до конца 50-х годов в гарнизоне Люберецкого аэродрома было десять жилых домов от трех до пяти этажей, пронумерованных с № 1 до № 10.

Затем в Люберцах и гарнизоне началось жилищное строительство, темпы и объем, которого, а также этажность возводимых зданий все возрастали. К 80-м годам жилые кварталы Москвы и Люберец соединились у границы этих городов. Их жилая застройка вплотную подошла к аэродрому, и он окончательно стал непригоден для приема самолетов.

Однако аэродром оставался в ведении Минобороны России и на нем продолжали действовать летно-испытательные комплексы вертолетчиков. Поэтому постановлением Правительства Москвы от 24 марта 1993 г. по вопросам размещения жилищного, культурно-бытового и других видов строительства в Москве на период до 2000 г. было предусмотрено просить Минобороны и Минавиапром России «согласовать передачу под городское строительство земель, занятых в настоящее время Люберецким аэродромом».

Часть аэродрома, которая оказалась на территории Люберец вскоре стала интенсивно застраиваться. На ней разместился Городок Б люберецкого гарнизона, в котором в настоящее время нумерация домов достигла 96, а высота — 17 этажей.

Для освобождения вошедшей в состав Москвы части аэродрома от летно-испытательных комплексов ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Фирма «Камов» было решено перевести их на площадку возле аэродрома «Чкаловский» в Щелковском районе.

В настоящее время в окружении жилых корпусов московского района Жулебино пока остается небольшая вертолетная площадка «камовцев». После ее ликвидации летная история бывшего Люберецкого аэродрома окончательно закончится.

Оглавление