П.И. Пумпур |
И.А. Лакеев |
Н.А. Сбытов |
57-я ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА
Осенью 1932 г. в Люберцы на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи из состава 10-й и 11-й авиационных бригад, базировавшихся соответственно в Москве на Центральном аэродроме и в Брянске. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5. Личный состав бригады поначалу разместился в землянках, начал строить жилые дома, осваивать аэродром. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи, ремонтных мастерских и классов для занятий.
В ходе последующих реорганизаций, базировавшаяся в Люберцах истребительная авиабригада в 1934 - 1938 г.г. была преобразована из 57-й в 403-ю, затем в 92-ю и вновь стала 57-й авиабригадой. Летный состав бригады в этот период переучивался на истребители И-15 и И-16.
В 1934 - 1936 г.г. командиром бригады был полковник П.И. Пумпур, который после этого участвовал в войне в Испании, стал Героем Советского Союза и в 1940 г. был назначен командующим ВВС Московского военного округа.
В 1936 г. командиром бригады стал полковник П.М. Монархо. Однако в 1937 г. он и группа офицеров бригады были арестованы по делу о «заговоре» в системе противовоздушной обороны Москвы. П.М. Монархо, а также командиры эскадрилий А.В. Малышев, М.Г. Аксаков и метеоролог И.М. Тимохин были осуждены и расстреляны. Реабилитированы в 1956 году.
Вместе с тем, Люберецкая авиабригада надолго стала своеобразной кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях.
Так, в 1933 г. 17-я и 19-я эскадрильи авиабригады убыли на Дальний Восток. Вместо них формируются 116-я и 117-я эскадрильи, которые в свою очередь, в связи с агрессией Японии против Китая, в сентябре 1937 г. переданы для укрепления ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В марте 1938 г. 26 летчиков бригады направляются для оказания помощи Китаю. Впоследствии командир этой группы капитан Е.М. Николаенко и летчик старший лейтенант А.А. Губенко были удостоены звания Героев Советского Союза.
В октябре 1939 г. на Люберецком аэродроме сформирована эскадрилья на самолетах И-153, направленная под Архангельск на аэродром острова Ягодник в состав формируемого из трех бомбардировочных и двух истребительных эскадрилий 80-го ближнебомбардировочного авиаполка, который, приняв участие в войне с Финляндией, стал Краснознаменным. Как будет показано далее, в 1939 - 1940 г.г. в Люберцах были подготовлены и направлены в районы боевых действий и другие истребительные авиачасти и подразделения.
16-й И 34-й ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ
В 1938 г. ВВС РККА переходят на полковую систему. Эскадрильи авиабригад, имевшие 32 - 43 самолета, разукрупнялись до 12 - 15 самолетов и из 4 - 5 таких эскадрилий формировались полки. В соответствии с этим к сентябрю в составе 92-й, а затем 57-й авиабригады участник войны в Испании Герой Советского Союза полковник И.А. Лакеев сформировал 16-й, а майор Н.А. Сбытов - 34-й истребительные авиаполки.
В октябре командирами этих авиаполков стали участники войны в Испании майоры Ф.М. Пруцков и Л.Г. Рыбкин. Н.А. Сбытов был назначен командиром 57-й авиабригады, а И.А. Лакеев переведен в Главное управление ВВС РККА, участвовал в боях против японцев в Монголии на р. Халхин-Гол и в войне с Финляндией.
В декабре 1939 г. 2-я эскадрилья 34-го авиаполка направляется на войну с Финляндией. За проявленное там мужество и героизм, участник войны в Испании и боев на р. Халхин-Гол летчик этой эскадрильи старший лейтенант Г.М. Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Одними из первых в ВВС РККА 34-й и 16-й авиаполки в марте 1941 г. переучились на истребители МиГ-3 и приняли на них участие в первомайском параде. Летчики называли эти полки «парадными» и «придворными» за близость к Москве и постоянное участие в парадах над Красной площадью и в Тушино, а также за то, что в них направлялись в основном заслуженные летчики. Командный состав и многие пилоты этих полков имели боевой опыт участия в войнах в Китае, Монголии, Испании, Финляндии и был награжден.
Кроме того, в 16-ом ИАП служили родственники известных людей и видных государственных деятелей страны. Это сын героя Гражданской войны В.И. Чапаева - Аркадий, сын полярного летчика Героя Советского Союза М.С. Бабушкина - Михаил, младшие братья знаменитых летчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза Г.П. Кравченко - Иван, и С.П. Супруна - Александр. Из школы летчиков в 1940 г. в полк прибыл лейтенант Василий Сталин, а в 1941 г. — лейтенанты Степан Микоян, Тимур Фрунзе и Владимир Ярославский - сын члена ЦКК и ЦК ВКП (б) Е.М. Ярославского.
Ф.М. Пруцков |
Л. Г. Рыбкин |
В.Г. Рахов |