Вертолеты отличаются рядом оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, в частности приборной доской необычного вида и несущими соосными винтами крайне малого диаметра. Александр Калинин, представлявший эти вертолеты на выставке, пояснил, что ометаемая площадь винтов такая же как и на вертолете R44, но при этом Rumas 10 на 200 кг легче. Он отметил, что на выставке демонстрируется реальная несущая система, через 1,5-2 месяца планируется начать ее испытания на стенде. Александр Калинин также пообещал, что на следующей выставке HeliRussia компания будет демонстрировать уже летающий вертолет.
Rumas 10 — многоцелевой скоростной вертолет взлетной массой до 950 кг «повышенной комфортности» (1-2 места) с соосной схемой несущего винта, с реверсивным винтом в хвостовой части. По словам разработчиков, подобная схема позволяет обеспечить высокую крейсерскую скорость (быстрее ближайших конкурентов примерно на 100 км/ч) в сочетании с высокой маневренностью. Силовая установка может состоять либо из одного газотурбинного двигателя мощностью 220 л.с, либо из двух роторно-поршневых двигателей. Система управления вертолетом может иметь как электромеханический привод, так и быть полностью электрической в беспилотном варианте. Размеры кабины позволяют разместиться с комфортом людям крупной комплекции.
Пожарный вариант вертолета будет оборудован уникальной пушкой, способной стрелять порошковыми снарядами. При подобном подходе появляется возможность не заливать огонь водой сверху, а прицельно стрелять по очагам возгорания.
Что касается автожиров, то за год изменения в этой области произошли незначительные. ООО «ГиРос» демонстрировала уже известные (по прошлой выставке и по МАКС-2011) автожиры «Гирос-1» и «Гирос-2», но в дополнение к плакату по проекту многофункционального грузопассажирского автожира «Гирос-3» появилась и его модель. Стоит также обратить внимание, что в носовой части автожира Calidus появилась оптико-электронная турель.
Беспилотных вертолетов на выставке не было, если не считать кажущиеся игрушечными мультикоптеры компании НЕЛК и Московского авиационного института.
По традиции HeliRussia 2012 стала также местом для обсуждения актуальных проблем.
Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН во второй раз организовали круглый стол «Россия 2050+: диалог науки и бизнеса». На нем прошло обсуждение теоретических положений способных послужить основой для формирования перспективных проектных решений в различных сферах жизнедеятельности, способных обеспечить существенный рост конкурентоспособности экономики и обеспечить реализацию стратегических интересов государства.
Свое видение решения транспортных проблем представил Центр дизайна и инноваций «АстраРосса» — концепцию нового воздушного судна способного изменить представление о возможностях летательного аппарата и получить массовое и доступное транспортное средство. Локомотив этой идеи («Бездорожная Россия») — президент Центра Владимир Пирожков. Выучившись на дизайнера, он смог уехать на Запад и устроиться там работать в «большой промышленности». Сначала он семь лет был дизайнером по интерьерам во французском автомобильном концерне Citroen, потом, перейдя в компанию Toyota Europe Design Development на должность старшего дизайнера, работал над созданием автомобилей Yaris, Avensis, Auris, Corolla, RAV4, Celica, Prius, IQ, руководил разработкой перспективных моделей до 2020-2025 гг. В 2007 г. Владимир Пирожков вернулся в Россию. Сегодня он пытается не только поднять в России профессию промдизайнера, но и внедрить в экономике технологии, позволяющие запустить инновационный процесс создания конкурентоспособного продукта. По его мнению, в России пока нет понимания что стоит промышленный дизайн, сколько нужно тратить на исследования и инновации. Он уверен, что в ближайшие 50 лет «с нашими ценами на дорожное строительство, которые превосходят все возможные приличия» создать в Сибири разветвленную сеть дорог не удастся. Выходом может быть создание дополнительной системы транспорта. Не бесконечное наращивание автомобильного парка, а переход на сетевой транспорт — индивидуальные летательные аппараты. Эскизный проект такого аппарата уже разработан. Он должен сочетать скорость и дальность самолета, вертикальный взлет и посадку вертолета, стоимость и комфорт автомобиля и многотопливность. Расчетные характеристики: потолок — 7600 м, скорость — 500 км/ч, дальность — 2000 км, 5 пассажиров, 300 кг. При этом цена аппарата будет как 1,5 автомобиля, а стоимость пассажирокилометра не должна превышать 5 рублей.
В четвертый раз был проведен круглый стол «Сжиженный газ АСКТ — реальная альтернатива традиционному авиатопливу», в котором приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, Экспертного Совета Государственной Думы РФ, ОАО «Туполев». С сожалением стоит отметить, что аудитория собралась весьма почтенного возраста, молодых менеджеров, которыми были заполнены стенды компаний, в зале не было. Тем не менее, определенные успехи есть. Исследования по применению АСТК в авиации включены в ФЦП, технологии находятся на 5-6 уровне (то есть их уже можно передавать промышленности) и на первый план теперь выходят проблемы инфраструктуры и эксплуатации. Этим вопросам и были в основном посвящены доклады.
Макет вертолета Rumas 10 и его кабина