Иван Кудишин
С 9 по 15 июля 2012 г. в городке Фарнборо, графство Гэмпшир, прошел традиционный авиасалон. Несмотря на серьезную рекламу в авиационных СМИ и Интернете, в этот раз экспозиция принесла откровенное разочарование: минимальное число новинок, никаких сенсационных презентаций и показов, более чем скромная летная программа. Над аэродромом «британского ЛИИ» не отметилась даже знаменитая пилотажная группа «Ред Эрроуз» - видимо, и по ним прошелся кризис, лишив керосина для тренировок и выступлений. Вместо «Красных Стрел» каждый день выступала некая группа «Сордз» на легкомоторных пилотажных монопланах. Если вкратце - до «Красных Стрел» этим летунам, как до Луны.
Но вернемся к экспозиции. Прежде всего, хочу сказать о том, что было представлено на «линейке». Наиболее представительная военная экспозиция была, что и неудивительно, у американцев - в статике демонстрировались истребители Боинг F-15E «Страйк Игл», Локхид Мартин F-16C «Блок 52» (от себя отмечу, что самолеты модификации «Блок 52» относятся к наиболее совершенным в ВВС США), а также палубный Боинг F/A-18F «Супер Хорнет». Еще один «Шершень» каждый день крутил над выставкой отличный пилотаж, демонстрируя развороты с высокой перегрузкой, выходы на сверхкритический угол атаки, петли и т. п. Его летная демонстрация была, пожалуй, наиболее зрелищным элементом ежедневного показа авиатехники в воздухе.
Еще одной звездой летного показа стал конвертоплан Белл-Боинг «Оспри». Один его экземпляр, вместе с макетом двигателя, постоянно находился на линейке, а второй совершал ежедневные облеты аэродрома, демонстрируя эффектный взлет по-вертолетному. Затем «Оспри» совершал круг почета в самолетном режиме, и, наконец, выполнял эффектный заход на посадку в промежуточном режиме, переходящем в вертолетный.
Кроме того, американцы выкатили военно-транспортные самолеты С-17 и Локхид Мартин C-130J. Неподалеку от них, видимо, для сравнения, стоял окрашенный «под орла» более ранний вариант С-130Н ВВС Колумбии.
Фирма «Эрбас Милитари» демонстрировала свой многострадальный турбовинтовой ВТС А400М, который не летал, очевидно, из-за вновь обнаруженных проблем с силовой установкой, а также такого «старичка», как легкий ВТС С-295, которым уже сложно кого-либо удивить, хотя экспортный потенциал этой машины по-прежнему впечатляет. Глядишь, под недавний шумок о списании самолетов типа Ан-26 его предложат российским ВВС.
Шведы демонстрировали в линейке патрульный морской турбовинтовой самолет SAAB 340 и прототип истребителя SAAB JAS-39F «Грипен NG», интереснейший самолет поколения «4++», который для визита в Фарнборо ненадолго прервал программу летных испытаний. На мой взгляд, именно он стал гвоздем статической экспозиции военных самолетов. В отличие от американцев, которые пускали к себе на стоянку техники, в основном, по спецприглашениям, заставляя предварительно оставлять на входе все сумки, пакеты и баулы (меня, например, так и не допустили: «Не положено!»), у шведского истребителя, рядом с которым скромно стояли два макета подвесного вооружения, дежурила симпатичнейшая барышня, которая стирала с ракет брызги после каждого дождевого шквала (а их случалось по полтора - два десятка в день), а также раздавала проспекты, брошюры и (что невероятно!) сувениры всем заинтересованным. Несмотря на то, что «Грипен NG» на салоне не летал (вместо него в летном показе «отдувался» его старший брат, JAS-39C), он, вместе со всем тем, что его окружало и что находилось на внешней подвеске, производил весьма внушительное впечатление: под крылом красовались макеты УР увеличенной дальности MBDA «Метеор», снабженной прямоточным двигателем, которая в настоящее время заканчивает цикл испытаний и скоро будет принята на вооружение. Большой интерес вызвал также натурный макет перспективной малозаметной КР «Таурус».
V-22 |
F/A-18F |