Оглавление

FaFkBk02003.jpg FaFkBk02004.jpg
Истребитель Ла-9 МиГ-15 в музее КНДР
 

Однако неясно, о каких Як-9 идет речь в докладе, если из летной книжки отца видно, что 34-й ИАП на истребителях Як-9 летал в 1943-1944 г.г., а после переучивания в 1945  г. и до самого 1951 г. на его вооружении были Ла-7. Впрочем, в летной книжке в 1949 г. появляются редкие записи о полетах на Як-9В — «вывозном» двухместном учебно-тренировочном варианте Як-9 с двойным управлением: один полет совершен 15 марта в качестве посредника на летно-тактических учениях (ЛТУ), а 7 мая и 1 августа выполнены два инструкторских полета.

После этого, в сентябре 1949 г., поденная запись полетов обрывается и за последующие 2,5 года том летной книжки отсутствует, хотя в соответствии с установленным порядком при прекращении летной работы она выдается на руки ее владельцу. Вероятно, в этот период отец выполнял столь «деликатные» задания, что том летной книжки с записями о них не был выдан ему при увольнении из Армии, как все остальные.

В следующем томе, начатом 3 апреля 1952 г., в разделе II «Годовые итоги налета» указано, что в 1950 г. помимо 174 полетов на Ла-7 и учебно-тренировочных самолетах Як-1 1, Ут-2, По-2, были выполнены 19 полетов на Як-9 с общим налетом более 15 часов. При этом помню рассказ отца о том, что на Дальнем Востоке ему и другим летчиками приходилось в штатской одежде с документами летчиков ДОСААФ перегонять самолеты за границу.

Можно предположить, что в 1950 г. вместо переброски 34-го ИАП в Корею «замаскированные» летчики перегнали туда истребители Як-9 для ВВС Китая или КНДР. Известно, что в 1949-1950 г.г. из СССР в Северную Корею был отправлен 141 истребитель Як-9 различных модификаций.

Из «Годовых итогов налета» видно также, что в 1950-1951 г.г., то есть с началом конфликта в Корее, интенсивность полетов по сравнению с 1949 г. резко возросла. Наряду с боевой подготовкой, а также обеспечением охраны и обороны воздушных границ, в 1951 г. начинается освоение мощного хорошо вооруженного истребителя Ла-9.

Однако это уже был «вчерашний день авиации» и, как свидетельствует летная книжка, не закончив освоение Ла-9, отец после 13 полетов на этом самолете приступает к переучиванию на реактивную технику. После всего лишь семи вывозных и контрольных полетов на учебно-тренировочном истребителе УТИ МиГ-15 с общим налетом 1 час 49 минут он самостоятельно вылетел на боевом истребителе МиГ-15 и до конца года выполнил на нем 18 полетов.

Быстрота, с которой происходило переучивание на реактивные самолеты, давалась нелегко... В 1972 г., будучи в экспедиции в Забайкалье, увидел в тайге необыкновенно красивые цветы — даурские лилии. Вспомнил, что ребенком видел их в 1951 г. в руках у людей в городе, где мы жили. Вернувшись в Москву, рассказал об этом отцу. Он сказал: «Да, в Приморье, когда хоронили летчиков, на могилы несли эти цветы. Мы тогда Миг-15 осваивали...».

Помню, что тогда же отец со службы принес мне, дошкольнику, для игры деревянные модели самолетов МиГ-15 со звездами, а также В-29 «Суперфортрес» и F-86 «Сейбр» с опознавательными знаками ВВС США. Значительно позже я узнал, что это были не игрушки — летчики использовали такие модели на занятиях по тактике воздушного боя.

Отец рассказывал, что в Приморье встретился и летал на УТИ МиГ-15 с бывшим заместителем командира 6-го ИАК ПВО Москвы П.М. Стефановским, на МиГ-3 которого осенью 1941 г. сбил свой первый самолет противника. Летчик-испытатель НИИ ВВС, Герой Советского Союза П.М. Стефановский в 1951 г. на Дальнем Востоке возглавил инспекторскую группу ВВС, которая обеспечивала освоение строевыми частями МиГ-15 в полном объеме, в том числе выполнение на этом самолете штопора.

FaFkBk02005.jpg

Герой Советского Союза генерал-майор авиации П.М. Стефановский

Оглавление