Оглавление

Eng2012007.jpg

Макет производственной площадки в Шувалове

Наработки по двигателю ПД-14 также планируется использовать и при создании двигателя второго этапа для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Речь идет о новых технологиях проектирования, авиационных материалах, системах и механизмах.

В 2011 г. предприятия ОДК произвели и продали 230 вертолетных двигателей и примерно 420 двигателей для самолетов. В основном это двигатели семейства АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и АЛ-31ФН для самолетов семейства Су-27, Су-30 и китайского истребителя J-10, а также двигатели РД-33 и РД-33МК для истребителей семейства МиГ-29. Об этом в ходе выставки сообщил заместитель управляющего директора — генеральный конструктор ОДК Александр Ивах. Он также отметил, что «пошла продажа двигателей АИ-220-25 и ПС-90А». В 2011 г. было продано 26 двигателей семейства ПС-90А, планируется выйти на производство 90-100 двигателей в год. Всего в 2012 г. ОДК планирует произвести около 500 самолетных двигателей. Ивах сообщил, что в 2012 г. произошло значительное увеличение гособоронзаказа (ГОЗ). Вместе с тем, по словам Иваха, «не все контракты по ГОЗ подписаны, идет окончательная утряска вопросов технических заданий, технических характеристик контрактов». К настоящему времени в Перми построено более 360 двигателей ПС-90А (23 - в 2011 г.), из которых 260 находятся в эксплуатации. В ближайшее время начнется продвижение на рынок очередного варианта — унифицированного ТРДД ПС-90А3у, который должен заменить моторы ПС-90А. В январе 2011 г. он был сертифицирован АР МАК на соответствие Главе 6 НЛГС-3.

За неделю до открытия выставки, 12 апреля, НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146. В январе и феврале было выпущено по два двигателя, которые отправлены в Комсомольск-на-Амуре. В марте в ГСС было отправлено три двигателя и еще один - на испытания. К концу года планируется выпускать по 8 двигателей в месяц. В планах предприятия (исходя из потребности ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») достаточно серьезное увеличение объемов выпуска: в 2012 г. — 48 двигателей, в 2013 г. — 96, а с 2014 г. предприятие выйдет на «гарантированный выпуск 150 двигателей». Таким образом, двигатель SaM146 становится тем, что на «Сатурне» привыкли именовать «серией».

Предусмотрена дальнейшая модернизация ТРДД SaM146. В первую очередь, будет уменьшена его масса, улучшены экономичность и тяговые характеристики, но в пределах, ограниченных соглашением по самолету SSJ100. Вариант S18 с увеличенной на 5% тягой уже сертифицирован.

Кроме того, на стенде ОДК была выставлена картинка пульсирующего детонационного двигателя-демонстратора, на которой красовалась эмблема НТЦ им. А.М. Люльки. По мнению ЦИАМ ТРДД с пульсирующей детонационной камерой сгорания — весьма отдаленная перспектива.

В отсутствии двигателя ПД-14 пальму первенства среди экспонатов выставки вполне можно отдать макету строящегося конструкторско-производственного комплекса ОАО «Климов» в поселке Шувалово. Проект получил название «Петербургские моторы». Строительство завода началось в мае 2011 г., летом этого года планируется начать покупку оборудования, а к концу года «Климов» должен переехать в новый комплекс. С 2015 г. завод начнет выпуск вертолетных двигателей ТВ7-117В разработки ОАО «Климов». Двигатель ТВ7-117В накануне выставки (с 9 по 13 апреля) прошел макетную комиссию без замечаний и получил разрешение на начало сертификационных испытаний. После подписания документов макетной комиссии в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета должны начаться заводские испытания двигателя, который должен наработать 150 ч. Получение сертификата типа на двигатель ТВ7-117В запланировано на 2014 г. Двигатель предназначен для вертолетов с отбором мощности вперед (Ми-38), начата разработка модификации мотора для вертолетов с выводом мощности назад.

На стенде ОДК также был представлен двигатель ВК-800. В настоящее время на базе этого двигателя проводятся НИОКР в рамках проекта перспективного вертолетного двигателя (ПДВ).

За 2011 г. ОАО «Климов» выпустил 260 вертолетных двигателей (95 ВК-2500 и 165 ТВЗ-117). В марте 2012 г. два двигателя ВК-2500ПС были поставлены МВЗ им. М.Л.Миля для вертолета Ми-171А2. Главным отличием этого двигателя является применение системы типа FADEC и наличие противопомпажной защиты. Сертификат типа на этот двигатель планируется получить в 2013 г.

Eng2012008.jpg Eng2012009.jpg
Двигатель ТВ7-117В

Двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В серии 4Е на стенде «Мотор Сич»

Оглавление