Оглавление

"Двигатели-2012"

Андрей Юргенсон

Eng2012001.jpg

17-20 апреля 2012 г. на территории Всероссийского Выставочного Центра в Москве прошла 12-я международная выставка «Двигатели-2012». Организатор салона — Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), в состав которой входят 102 организации, в том числе 80 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Белоруссии, 10 компаний из США, Канады, Германии и Франции.

Экспозиция выставки во многом была такой же, как и два года назад. Ее открывали стенды институтов ЦИАМ и ВИАМ, а завершали стенды госкорпорации «Ростехнологии», которые занимали почти треть всей полезной площади выставки (1000 из 3300 кв. м), причем ее основная часть (800 кв. м) была отведена продукции ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Вторая по занимаемой площади экспозиция — у Украины. Она представляла корпорацию «Ивченко» (АО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс»), а также харьковский завод ФЭД, Луганский авиаремонтный завод, «Зоря-Машпроект» и ряд других предприятий. Третья по масштабам экспозиция — у холдинга «Авиа ремонт». Здесь был представлен ряд ремонтных заводов Министерства обороны России. Как и два года назад украшением экспозиции стал стенд ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют». Дебютантом выставки стало челябинское СКВ «Турбина», представлявшее свои возможности по разработке многофункциональных газотурбинных энергоагрегатов (ВСУ). Всего в выставке приняли участие более 130 предприятий и фирм (в 2010 г. — 124) из восьми стран. Кроме Украины других финишных производителей авиационных двигателей на выставке не было. Иностранные фирмы были представлены только производителем комплектующих, например, американская компания «Kulite» (датчики давления для двигателя ПД-14) и представительством выставки ILA (Messe Berlin GmbH).

На торжественной церемонии открытия заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Игорь Караваев отметил, что двигателестроение — это «одна из самых динамично развивающихся отраслей промышленности и ключевое направление машиностроения». «Салон дает возможность продемонстрировать уровень развития двигателестроения, оценить рост объемов производства», — добавил он. Глава украинской компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев отметил, что выставка — это ответ на те вызовы, которые поступают от авиапроизводителей. «Все ждут появления новых самолетов», — подчеркнул он.

Главным экспонатом выставки должен был стать двигатель пятого поколения для гражданской авиации ПД-14, но его макет, как сказал президент АССАД Виктор Чуйко, не успели привезти из Индии. Поэтому в области гражданских двигателей ОДК демонстрировала ТРДД ПС-90А2 и SaM146, а также ТВД ТВ7-117СМ (для которого, впрочем, физически нет самолетов: ни Ил-114, ни Ил-112). Были также представлены ТРДДФ РД-ЗЗМК и АЛ-31ФП для боевой авиации и вертолетные двигатели ВК-800 и ТВ7-117В.

Надежды увидеть на стенде ОДК хотя бы модель двигателя ПД-14 не оправдались, вся информация по этому двигателю в рамках экспозиции свелась к двум листовкам: «Инновационный проект России. Авиационный двигатель нового поколения ПД-14» (ОАО «Авиадвигатель») и «Система автоматического управления двигателем САУ-14» (ОАО «СТАР»). Также не было на стенде ОДК информации и по новым двигателям для военной авиации. По мнению Виктора Чуйко это вполне естественно. На международных выставках все меньше представляется технических подробностей, выставки больше переходят в плоскость маркетинга. Видимо, этим же фактом можно объяснить отсутствие на выставке ведущих зарубежных компаний: выбор иностранных двигателей для самолета МС-21 и вертолетов уже сделан. Кроме того, на салоне «Двигатели», как правило, не заключаются громкие контракты, ценность ее в другом.

В рамках салона проводится «Научно-технический конгресс по двигателестроению». Именно его можно с полным правом назвать главным событием выставки. В ходе конгресса прозвучали доклады «Мировые тенденции развития авиационного двигателестроения» (В.И. Бабкин, генеральный директор ФГУП ЦИАМ, В.А.Скибин, научный руководитель ФГУП ЦИАМ), «Приоритетные направления развития авиадвигателестроительной отрасли» (А.Ф. Ивах, заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОАО УК «ОДК»), Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. для двигателестроения» (Е.Н. Каблов, генеральный директор ФГУП ВИАМ), «Исследование фундаментальных проблем газотурбостроения в институтах НАН Украины» (Б.Е. Патон, Президент Национальной Академии наук Украины, А.А. Халатов, член-корреспондент НАН Украины). О начале работ по двигателю ПД-30 для «самолета 2020» доложил главный конструктор ОАО «Кузнецов» Д.Г. Федорченко. О ходе работ по созданию двигателя ПД-14 подробно рассказал генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» А.А. Иноземцев.

Оглавление