Это не просто юбилей частного лица, через который проходят многие. Служба Ю.А. Черняева - целая эпоха для вертолётчиков: как для вузовских работников, так и для всех военных лётчиков; как для освоивших вертолет ранее, так и для ныне приобретающих умение летать. Добрый, отзывчивый офицер, глубоко уважающий людей и их труд, своей службой сделал многое для того, чтобы процесс лётного обучения носил творческий характер.
Юрий Александрович начал свою авиационную службу в 6-ой ВАШПОЛ (Военная авиационная школа первоначального обучения лётчиков) в г. Каменке, куда он прибыл по комсомольской путёвке в 1953 г., и, как и все поступающие на учёбу люди, мечтал стать лётчиком-истребителем. В ту пору школа готовила курсантов для истребительных училищ, расположенных в Батайске и Сызрани. Но судьба (вернее, государство), распорядилась иначе. В ходе проведения очередной реорганизации авиации все обучаемые были отправлены в г. Пугачёв, где авиационное училище приступило к подготовке вертолетчиков. Естественно, что душа каждого из несостоявшихся истребителей бурно протестовала, выражая в различных вариантах стихи одного из таких же мечтателей:
Ждал я крыльев стальных и больших скоростей,
А теперь надо мной только шум лопастей.
Но кропотливая, тщательная работа преподавателей по разъяснению эксплуатационных характеристик и заложенных в конструкции вертолёта возможностей постепенно приносила свои плоды. Курсанты полюбили новую, многими впервые увиденную авиационную технику. Приступив к полётам, постигая возможности вертолета, вообще стали считать за счастье подаренную возможность освоить новый летательный аппарат.
В ВАШПОЛ и в училище лётчики-инструкторы, многие из которых были фронтовиками, знающими цену жизни, по-отечески относились к молодым курсантам, находящимся в начале своей лётной жизни, закладывали первые надёжные кирпичики в здание их будущей лётной жизни, чтобы она была долгой и плодотворной. Они настойчиво передавали молодёжи писанные и неписанные законы лётной службы. Одна из этих заповедей гласила: «В авиации все инструкции написаны кровью!» Были и ещё: «Человек, имеющий хотя бы малейшее отношение к полетам, никогда не должен лгать и обманывать; единожды солгавшему нет места на аэродроме», «В авиации нет мелочей». Смысл и суть этих правил красной нитью проходили по всем формам обучения и воспитания, во всём учебно-воспитательном процессе. Так были заложены основы рождения выдающегося методиста - лётчика вертолётной авиации.
Училище Юрий Александрович закончил по 1-му разряду, получив диплом «с отличием», был оставлен лётчиком-инструктором. Инструктор - это «царь и бог» для курсантов лётной группы, его авторитет высок; он знает всё, всё умеет. Должность требовала от молодого инструктора расширения и углубления знаний, овладения методикой обучения, приобретения знаний по педагогике и психологии.
Став командиром звена, а потом и эскадрильи, Черняев имел высочайший авторитет в полку. Сам он никогда не выкраивал для себя особых личных привилегий за счёт служебного положения. О его скромности, способности грамотно оценить обстановку и принять, на первый взгляд, неожиданное решение свидетельствует такой факт: он отказался от назначения его на должность командира полка, несмотря на уже подготовленное представление. Дело было в том, что Юрий Александрович в тот момент уже стал слушателем заочного обучения в ВВА им. Гагарина и посчитал, что положение заочника будет большой помехой исполнению обязанностей командира полка в полном объёме. А какой офицер не мечтает стать командиром полка!?
Со временем, став начальником созданного летно-методического отдела Сызранского ВВАУЛ, Юрий Александрович полностью раскрыл свои незаурядные способности организатора методической работы. В 1980 г. он возглавил участок работы в ВВС, где на основе имеющегося опыта, используя свои незаурядные качества, мог оказывать практическое влияние на совершенствование методики обучения лётчиков во всех учебных заведениях Военно-Воздушных сил страны.
Ранее должность Начальника подготовки лётного состава Аппарата ВУЗ ВВС занимали уважаемые, опытные лётчики: Герой Советского Союза генерал П.И.Песков, Дважды Герой Советского Союза генерал К.А.Евстигнеев, имевшие богатый фронтовой опыт. Юрий Александрович не только достойно продолжил их благородную миссию, но и, сообразуясь с обстановкой, используя новые научные исследования, делал всё, чтобы продолжалось совершенствование методики обучения при полном соблюдении требований безопасности полётов. О его личной скромности и благородстве в служебной деятельности свидетельствует его отношение к обстановке, сложившейся вокруг занимаемой им должности. Как-то в одночасье государству потребовались генеральские звания на должностях в других структурах МО. Временно была понижена категория его должности по званию: «генерал» ушёл в другое штатное расписание. К сожалению, у нас стало за правило, что приписка «временно», обычно означает: «навечно». Тринадцать лет Юрий Александрович с присущим ему спокойствием исполнял «генеральские» обязанности...
Стоит немного коснуться причины частого упоминания таких понятий, как качество подготовки лётного состава и безопасность полётов. Уровень их состояния являются показателем выполнения Государством своих обязанностей и обязательств по соблюдению прав своих граждан на жизнь и охрану здоровья. Юрий Александрович, как человек государственный, чётко и ясно эту взаимосвязь представлял, и посвятил этому всю свою жизнь, работая по одной из составляющей соблюдения прав - заботе о высоком уровне лётной подготовки, исходя из принципа: «Есть полёты - есть лётчик; нет полётов - нет лётчика».
Юрий Александрович летал до последнего дня службы. Он и сейчас романтик, годен к лётной работе.
Его сыновья, по примеру отца, тоже избрали путь военных вертолётчиков. Александр, боевой лётчик, дважды был в Афганистане, ныне генерал-майор авиации; Олег тоже боевой лётчик, прошёл через горячие точки России, Анголу и Косово.
40 лет изо дня в день Юрий Александрович Черняев на всех постах вкладывал свои знания, умения, душу и сердце в подготовку лётчиков, безопасность полётов. Частица его труда и его души закрепилась у не одной тысячи лётчиков в их навыках, умении управлять вертолётами и самолётами, в осознанной гордости за принадлежность к авиации.