Михаил НИКОЛЬСКИЙ
РОЖДЕНИЕ В-1В
Разработку стратегического бомбардировщика, предназначенного для замены В-52 и известного сегодня как В-1В «Лансер», фирма «Рокуэлл Интернешнл» начала четыре десятилетия тому назад. Впрочем, истоки этой работы уходят еще глубже в историю. Кстати, о названии...
Официально самолет именуется В-1B «Lancer», но так его называют лишь сугубо официально. С самого начала В-1 называли «В-One», или просто «Bone», что в переводе обозначает «кость», «скелет». Наименование «Lancer» самолет получил 1 мая 1990 г.; к этому времени «скелеты» уже несколько лет состояли на вооружении САК ВВС США.
Что касается первоначального варианта самолета В-1А, то о нем достаточно подробно было рассказано, однако напомним читателям некоторые основные моменты из истории его создания.
В 50-е годы условные «поколения» боевых самолетов сменяли друг друга стремительно. В-52 поступил на вооружение САК ВВС США в первой половине 50-х годов и уже тогда ожидалось, что в 1961 — 1962 г.г. ему на смену придет совершенно новый стратегический комплекс WS-110 СРВ или WS-125 NPB. Буквы WS (Weapon System) говорят о том, что это система вооружения. Аббревиатуры СРВ и NPB указывают на тип силовой установки бомбардировщика: СРВ (Chemically Powered Bomber) — бомбардировщик с химической силовой установкой; NPB (Nuclear Powered Bomber) - бомбардировщик с ядерной силовой установкой. На СРВ предполагалось использовать реактивные двигатели, работающие на «zip-топливе» (на основе этиловых бороводородов), обеспечивающие крейсерскую скорость на очень большой высоте порядка М=3. Расчетная крейсерская скорость NPB была меньше, чем у СРВ, зато дальность и продолжительность полета ограничивалось лишь физиологической выносливостью экипажа и «толщиной» бортового пайка. Работы по обоим проектам прекратили на довольно ранних стадиях, отдав предпочтение программе более традиционного, но тоже достаточно футуристического самолета ХВ-70 «Валькирия». Как известно, данная программа успехом также не увенчалась, не в последнюю очередь из-за смены самой концепции применения бомбардировочной авиации: от большой высоты полета к предельно малой. На протяжении 60-х годов Пентагон и различные исследовательские организации работали над концепцией пилотируемого самолета, предназначенного для замены В-52. Состоявшие на вооружении САК ВВС США В-58 и FB-111 альтернативой В-52 не являлись, прежде всего, в силу ограниченной дальности полета. FB-111 вообще был откровенно навязан американской стратегической авиации министром обороны Робертом Макнамарой, когда стало ясно, что единого для ВВС, ВМС и КМП истребителя из F-111 не получилось (вообще истребителя не получилось). В те годы 14 американских фирм разработали порядка 50 проектов стратегических бомбардировщиков.
В-52 |
ХВ-70 |
FB-111 |