Михаил ЛИСОВ
В 2003 году в столице Украины произошло событие, не оставшееся незамеченным среди многочисленных любителей авиации — на территории Учебной авиационно-технической базы (УАТБ) Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне НАУ - Национальный авиационный университет) был открыт Государственный музей авиации. К тому моменту на УАТБ, которой был отведен кусок аэропорта Жуляны, скопилось около 30 бортов, первоначально предназначавшихся для использования в качестве наглядных пособий будущим инженерам.
После развала Союза затраты на подготовку национальных авиационных кадров сократились как в России, так и в других республиках. Учебный аэродром КНИГА медленно, но уверенно превращался в свалку гнившей под открытым небом уникальной авиатехники. Общественность била тревогу, требуя внимания государства к собственной истории, о которой часто говорилось с высоких трибун. По счастью, интересы официального Киева совпали с желанием энтузиастов спасти для потомков достижения великой советской авиационной промышленности, в которой Украина занимала не последнее место. Летом 2003 года Кабинет министров страны, наконец, принял постановление о создании Государственного музея авиации. Энтузиазм промышленности и историков был так велик, что уже через три месяца, 30 сентября, состоялось торжественное открытие экспозиции, которое освятил своим присутствием лично президент Л. Кучма.
С того момента прошло всего неполных восемь лет. За это время коллекция музея существенно увеличилась. Теперь на площадке бывшего учебного аэродрома царит полный порядок. Газон подстрижен, плиты подметены, летательные аппараты покрашены. Даже будка охранника (и кассира по совместительству) внушает уважение.
Посетителей встречают две реплики: разведчик и легкий бомбардировщик «Анатра-Анасаль» и Як-3.
«Анатра-Анасаль» быд изготовлен в 2007 году в Одессе как точная копия первого серийного самолета, который выпускался на территории Украины. Его создали и изготавливали на первом в бывший Российской Империи специализированном авиастроительном заводе в Одессе, который принадлежал предпринимателю Артуру Анатре. Аппарат классической на то время бипланной схемы впервые поднялся в воздух 27 июля 1916 года.
Бе-6
БЛА «Рейс» и экспозиция ракетно-бомбового вооружения