Оглавление

Новое появляется тогда, когда возникает потребность, и решением назревшего вопроса стал заказ на тяжелый дальний военно-транспортный самолет (как тогда именовался будущий Ан-12), появившийся спустя считанные месяцы после образования ВТА. Создание самолета и его освоение в производстве шли небывало быстрыми темпами: в декабре 1957 года первая машина поднялась в воздух, а спустя два года в строй встали первые части ВТА, достигшие боеготовности на новом типе самолета. Потребность в обновлении транспортной авиации заставила принести в жертву даже пассажирский Ан-10: приоритет транспортника был таков, что приказом по авиапрому от 18 июня 1960 года все прежние планы по выпуску пассажирского лайнера отменялись, его производство на Воронежском авиазаводе полностью прекращалось и на смену ему «в целях быстрейшего оснащения ВТА транспортно-десантными самолётами» разворачивался массовый выпуск Ан-12. Как-никак, у Ан-10 была альтернатива в виде аналогичного по возможностям Ил-18, у Ан-12 же тогда никакой замены не было. Значение транспортника и важность его задач оказались настолько более высокими, что производство Ан-12 продолжалось ещё более десяти лет, а общий их выпуск почти в 12 раз (!) превзошел число изготовленных Ан-10. К слову, порядка дюжины «ан-десятых» также поступили в ВВС, где как более комфортабельный транспорт использовались при дивизиях ВТА и группах управления для пассажирских перевозок, прослужив в этом качестве до 1973 года.

Первые Ан-12 начали поступать в витебскую 3-ю гв. Смоленскую ордена Суворова и Кутузова ВТАД. Свою историю она вела от бомбардировочного соединения, сформированного в мае 1942 года в подмосковной Кубинке и после войны преобразованного в транспортную авиадивизию. Лидерной частью на новых транспортниках стал 339-й орд. Суворова ВТАП, базировавшийся здесь же, в Витебске, и в войну являвшийся дальнебомбардировочным на Ли-2. Выступать пионером в освоении новейшей техники Витебскому полку было не впервой — десять лет назад именно на его базе начиналась эксплуатация Ил-12, первых отечественных специализированных транспортно-десантных самолётов послевоенной постройки.

An-12116.jpg

Ан-12 одной из первых производственных серий. На снимке из техописания 1960 года ретушер старательно устранил заводской номер и все признаки принадлежности машины.

An-12117.jpg

Ан-12БП из состава витебской авиадивизии перед вылетом

An-12118.jpg

Советские Ан-12Б на чехословацком аэродроме во время совместных учений армий Варшавского договора «Влтава». Сентябрь 1966 года.

Входившие в состав дивизии 224-й ВТАП на аэродроме Кречевицы и 334-й Берлинский Краснознаменный ВТАП на аэродроме Псков, прошедшие войну на Ли-2, сменили свои машины на Ан-12 в 1963 году. В апреле 1966 года в составе дивизии там же, на аэродроме Кречевицы под Новгородом, был сформирован еще один, 110-й ВТАП, ставший самым «молодым» полком в составе ВТА.

Оглавление