Бывший постановщик помех Ан-12ПП проходит «демилитаризацию» в цеху авиаремонтного завода
Демилитаризованный» постановщик помех Ан-12БК-ППС. При переделке в обычный транспортник с самолета были сняты все станции РЭБ и зашиты «заплатами» места их установки.
Установка мощных станций групповой защиты потребовала оборудовать самолет специальными радиопоглощающими устройствами биологической защиты экипажа от их излучения. Для питания станций переменным током потребовалось установить дополнительную турбогенераторную установку, а масса выделяемого тепла заставила снабдить самолет системой охлаждения и обдува, радиаторы которой размещались по бортам грузовой кабины. Воздушно-жидкостная система, состоящая из многосекционного воздушно-масляного радиатора, баков с охлаждающей спецжидкостью, помп и трубопроводов, служила для охлаждения наиболее теплонапряженных радиоблоков станций. Воздушная система обеспечивала вентиляцию и наружное охлаждение прочих блоков. Воздух для этих систем отбирался через наружные воздухозаборники, расположенные в передней части фюзеляжа самолета. Для поддержания нормальных условий работы блоков станций на высоте (напомним, что грузовая кабина Ан-12 была негерметичной) служила система наддува с отбором воздуха от двигателей.
Всего Ташкентским АПО было построено порядка трех десятков самолетов Ан-12ПП, базой для которых послужили самолеты Ан-12Б и Ан-12БК, переоборудованные в ходе достройки. В ходе эксплуатации ряд машин был доработан с установкой автоматов сброса дипольных отражателей. От предыдущих систем это устройство отличалось принципом действия — помеховое снаряжение находилось в специальных патронах, которые не выбрасывалось в поток, а отстреливались из кассет, срабатывая на некотором расстоянии от самолета с образованием достаточно плотных и не раздуваемых спутными вихрями облаков дипольной «лапши».
В 1970 году начался выпуск нового постановщика помех Ан-12ППС. Буква С говорила о наличии в составе помехового оборудования станций типа «Сирень» (по созвучию самолет получил и неофициальное прозвище "папуас"). В остальном машина практически не отличалась от своего предшественника Ан-12ПП. Четыре станции размещались так же, как и на АН-12БК-ИС, в наружных контейнерах. Применение «Сирени» позволило комплексировать решение задачи - организовать противодействие станциям наведения ЗРК, зенитной артиллерии, РЛС истребителей и ракетам «воздух-воздух» с радиолокационными головками самонаведения, значительно повысив потенциал постановщиков помех и обеспечив более эффективную защиту следующих с ними в одном строю транспортных самолетов. Всего было построено два десятка Ан-12ППС. Кроме того, в этот вариант было доработано большинство уже выпущенных Ан-12ПП.
В 1974 году началось переоборудование части самолетов в постановщики помех групповой защиты повышенной эффективности Ан-12БК-ППС. От "обычного" ППС он отличался отсутствием хвостового обтекателя, вместо которого на место вернулась кормовая башня с пушками АМ-23. В фюзеляже, как и на Ан-12ПП, устанавливались четыре устройства сбрасывания пассивных помех, служивших для автоматического сбрасывания противорадиолокационных отражателей различного типа с целью создания пассивных помех наземным, корабельным и самолетным РЛС обнаружения и прицеливания. Всего у этого автомата имелось восемь ритмов сбрасывания в последовательном или параллельном режимах, а также сериями. В зависимости от радиотехнических характеристик обнаруженной станции и положения переключателей на пульте управления, из бункеров подавались требуемые для ее подавления дипольные отражатели в картонных коробках, которые теперь выбрасывались за борт через две внушительные трубы, выведенные через верхнюю часть грузового люка. Для создания воздушного потока, протаскивающего коробки по трубам, на фюзеляже установили дополнительные воздухозаборники. Самолет с торчащими в корме клепаными трубами коробчатого сечения, каждая метров по шесть длиной, производил диковатое впечатление, однако такое решение обеспечило наиболее простой и продуктивный выброс «лапши» диполей в поток.
Кроме этого, самолет комплектовался автоматами сброса дипольных отражателей с противорадиолокационными, а позднее и инфракрасными помеховыми патронами (две балки со съемными кассетами в правом обтекателе шасси).
Экипаж самолета состоял из командира корабля, помощника командира, штурмана, воздушного радиста, старшего борттехника, борттехника по авиационному оборудованию и бортовым электрогенераторам, оператора РЭБ и воздушного стрелка. Самолет в снаряженном состоянии с полной заправкой крыльевых баков весил чуть более 63 тонн (этот вес являлся максимальным взлетным для транспортных Ан-12).