Оглавление

An-12005.jpg

Таким представлялся будущий транспортник в антоновской документации.

Все это потребовало выбрать нечасто применяемую для пассажирских самолетов схему высокоплана. В фюзеляже большого диаметра (4100 мм) в пассажирском варианте находился просторный салон с максимальной высотой потолка 2,6 м, но объемы для багажа и груза, расположенные под его полом высотой менее метра, оказались весьма тесными и не приспособленными к быстрой загрузке - попросту говоря, работать там приходилось согнувшись в три погибели, притом что высота пассажирской кабины была явно избыточной (она превышала даже потолки тогдашних "хрущевок"). Мало того, что пассажирский самолет при этом "возил воздух", но и масса планера получалась изрядно завышенной, из-за чего по весовому совершенству Ан-10 существенно уступал Ил-18. На это пришлось пойти из-за той же универсальности, памятуя о том, что главным является все же военной вариант самолета с объемистой грузовой кабиной.

Одним из главных силовых элементов фюзеляжа Ан-12 был прочный и жесткий грузовой пол, который не только мог выдерживать большие нагрузки, но и рационально распределял их, передавая на остальной силовой набор, крыло и шасси. На стадии проектирования рассматривалось несколько вариантов исполнения пола, но в итоге принята была конструктивно-силовая схема, подобная уже примененной на Ан-8 (чертежи пола грузовой кабины, ставшие основой при проектировании пола "восьмерки", в свое время O.K. Антонову передал Р.Л. Бартини, который в 1944-48 годах работал над своими военно-транспортными самолетами Т-108, Т-117 и Т-200), что сократило время разработки всего самолета и свело технический риск к минимуму. Продольные балки, воспринимавшие нагрузку, выполнялись в виде прочной и легкой ферменной конструкции, пропускаемой через шпангоуты фюзеляжа, и образующей с ней единое целое. Опять же, конструкция пола позволяла реализовать все требуемые военными варианты загрузки с крупными сосредоточенными грузами массой до 10 т, но для пассажирского самолета ее прочность и вес были явно избыточны.

В конструкции планера широко использовался новый высокопрочный алюминиевый сплав В95Т. Благодаря высокой удельной прочности, почти вдвое превышавшей обычный дюраль Д16, сплав стал основным материалом практически во всех силовых элементах крыла, включая лонжероны, несущие панели, стрингеры, пояса шпангоутов и нервюры. В95Т имел немецкое происхождение, уже в годы войны под наименованием сплав №3425 он широко применялся на самолетах фирм Хейнкеля и Юнкерса в виде прессованных профилей и штамповок и достался нам вместе с другими германскими трофеями. Еще одним "трофейным" материалом был заклепочный сплав В65. Однако при высокой прочности В95Т оказался и весьма чувствителен к развитию трещин и межкристаллитной коррозии, со временем возникавших в местах концентрации напряжений - всевозможных отверстиях и вырезах (позже это свойство материала самым пагубным образом сказалось на судьбе Ан-10). Общая аэродинамическая схема самолета представляла собой классический высокоплан, была вполне рациональна и по-своему изящна, отвечая антоновскому принципу: "Хорошо летают красивые самолеты". Прямое высокорасположенное крыло большого удлинения обладало хорошими несущими качествами при незначительном лобовом сопротивлении при высоких скоростях. Это обеспечило хорошее аэродинамическое качество машины (Кmax=15), малый коэффициент лобового сопротивления, приемлемую экономичность и возможность работы с коротких ВПП. Кроме того, такое расположение крыла уменьшало дополнительное сопротивление самолета, связанное с интерференцией крыла и фюзеляжа. Расположение более несущих профилей на концах крыла и менее несущих в его корневой части обеспечило получение хороших характеристик поперечной устойчивости и управляемости самолета на больших углах атаки. При такой компоновке срыв потока начинался в центральной части крыла, постепенно распространяясь к его концам, благодаря чему вплоть до малых скоростей сохранялась эффективность элеронов и Ан-12 не имел тенденции к сваливанию на крыло при срыве потока.

Оглавление