Оглавление

100YSrb017.jpg

Учебно-боевой самолет Г-4 "Супергалеб"

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 1942 - 2012

Сербы тяжко пострадали во время германской оккупации, однако помимо войны с немцами шла еще и гражданская война между преданной королю и эмигрантским властям в Лондоне «Югославской армии в Отчестве» («Jугословенска воjска у отаубини») под командованием генерала Драже Михайловича («четники») и Народно-освободительной армией Югославии («Народно ослободилачка воjска Jугославиje», HOBJ, НОАЮ), партизанами, которой командовал Иосип Броз Тито.

И четники, и партизаны получали помощь от союзников, четники - с Запада, партизаны - с Востока. Хотя Сталин настаивал на объединении всех сил для борьбы с немцами, оставляя революционную борьбу на более поздний срок, Тито уже тогда проявил в принятии самостоятельных решений свою сильную волю. Тито считал, что если четники встретят окончание войны в качестве победителей, то король Петр вернется на Родину, а от революции не останется ничего. Командующий НОАЮ установил контакты не только с СССР, но и западными союзниками, заручившись с 1943 г. их полной поддержкой.

Первые самолеты появились у партизан в мае 1942 г.: один Потез 25 и один Бреге 19, на которых два летчика ZNDH (Zrakoplovstvo Nezavisne Drzave Hrvatske, ВВС независимого государства Хорватия) перелетели к партизанам. Первую и вторую эскадрильи НОАЮ сформировали с британской помощью в апреле и июле 1944 г. Ранее эти две вооруженные истребителями «Харрикейн IV» и «Спитфайр» эскадрильи действовали в Ливии. На самолеты нанесли югославские опознавательные знаки, а эскадрильи перебазировали в Южную Италию, а чуть позже — на остров Вис. Американцы оказали помощь королевской авиации, предоставив в рамках ленд-лиза два самолета Цессна «Бобкэт», но эти машины использовались только для перевозок королевской семьи. Уцелевшие после падения Югославии самолеты королевских ВВС были переданы под командование союзников. 11 апреля 1941 г., десять SM.79, два Do-17, один Caudron «Simoun» пытались перелететь в СССР, но перелет оказался удачным только для пяти самолетов (четырех SM.79 и Caudron «Simoun»). После спасения королевской семьи и высших представителей власти 14-16 апреля бомбардировочная авиация сделала попытку перелететь в Грецию. Попытка удалась 40 самолетам, 18 из которых (и 220 человек летного состава) вошли в состав ВВС Великобритании (последний «королевский» самолет летал до лета 1946 г.). С февраля 1944 г. в интересах партизан действовала советская авиация дальнего действия; бомбардировщики Ли-2НБ и В-25 летали с аэродромов на Украине (сбрасывали партизанам на парашютах вооружение, медицинские материалы и т.д.). В марте - июне 1944 г. СССР оказывал помощь своим союзникам на Балканах и с аэродромов Италии, где базировались транспортные Ли-2. О значении этой помощи говорит факт эвакуации 3 июня 1944 г. советским Ли-2 Иосипа Броз Тито и его ближайших соратников. Немцы тогда проводили на территории Западной Боснии и Крайни операцию, целью которой являлось пленение или уничтожение Тито. С июля 1944 г. в интересах партизан с аэродрома в Бари действовала оперативная группа под командованием полковника Соколова в составе 12 транспортных Ли-2 и С-47 и 12 истребителей Як-9Д ВВС Красной Армии.

100YSrb018.jpg

Югославский "Спитфайр" Vc

Оглавление