Оглавление

Объем работ, проведенных на макете ЗИС-Э134 №2, позволил не только наметить направления дальнейших исследований по совершенствованию как внедорожных автомобилей высокой проходимости, так и амфибийных машин. Благодаря этому автомобилю у специалистов СКБ ЗИЛ появились необходимые знания и навыки по преодолению инженерных препятствий и водных преград, опыт проведения испытаний водоходных автомобилей и подготовки автомобилей к испытаниям на воде. Конструкторы получили первые представления о совершенствовании агрегатной базы машины (гидротрансформатора, автоматической коробки передач, ведущих мостов с самоблокирующимися дифференциалами), водоизмещающего корпуса и водоходного движителя. Причем каждое инженерное решение должно было подтвердить свою жизнеспособность в ходе многочисленных испытаний. Именно испытания показали, что самые эффективные механизмы блокировки дифференциалов на бездорожье — это отсутствие дифференциалов. Именно такая схема была впоследствии использована на двухмоторных автомобилях ЗИЛ-135ЛМ, у которых каждый из двигателей без дифференциальной связи приводил колеса своего борта.

Работа с экспериментальными макетами дала возможность СКБ ЗИЛ подготовить целую плеяду талантливых инженеров, высококлассных рабочих и водителей-испытателей, что позволило в кратчайшие сроки перейти к созданию лучших в стране и не имеющих аналогов в мире вездеходных автомобилей ЗИЛ-134, ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135К, ЗИЛ-Э167, ЗИЛ-135П, ПЗУ, ЗИЛ-4906. И здесь невозможно переоценить роль главного конструктора СКБ Виталия Андреевича Грачева.

ZiSE1342019.jpg ZiSE1342020.jpg
Автомобиль ЗИЛ-157 окоп преодолеть не смог. Макет ЗИС-Э134 №2 застрял, преодолевая противотанковый ров.

Технические параметры ЗИЛ-Э134 №2

Колесная формула

8х8

Число мест в рубке

3

База автомобиля, мм

1400+1595+1395

Колея передних колес, мм

1990

Колея задних колес, мм

2000

Длина автомобиля (по буксирному крюку), мм

6655

Ширина (по тягам подвода воздуха), мм

2568

Высота по стеклоочистителям, мм

2016

Высота по тенту, мм

2441

Дорожный просвет под передними мостами, мм

343

Дорожный просвет под задними мостами, мм

345

Радиус поворота по переднему внешнему колесу, м

10,5

Ширина преодолеваемого рва, м

2,0

Преодолеваемый подъем

40°

Угол свеса передний

55°

Угол свеса задний (без водомета)

54°30'

Грузоподъемность автомобиля, кг

1312

Снаряженная масса, кг

6518

Распределение снаряженной массы, кг:

 

на колеса передних двух осей

3824

на колеса задних двух осей

2694

Полная масса автомобиля, кг

7830

Распределение полной массы, кг:

на колеса передних двух осей

4010

на колеса задних двух осей

3820

Двигатель

ЗИС-121А

Тип двигателя

Бензиновый, карбюраторный

Номинальная мощность, л.с./кВт

120/88

Частота вращения при номинальной мощности, мин-1

2800

Максимальный крутящий момент, кгсм/Н-м

36/353

Частота вращения при макс, крутящем моменте, мин-1

1800

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Диаметр цилиндра, мм

101,6

Ход поршня, мм

114,3

Рабочий объем, л

5,56

Степень сжатия

6,5

Трансмиссия

Гидротрансформатор ЗИС-155А

Комплексный, 3-колесный, коэффициент трансформации 4,0

Коробка передач ЗИС-150

Механическая, пятиступенчатая, передаточные числа: I-6,24; II-3,32; III-1,9; IV-1,0;V-0,81; 3X-6,7

Раздаточная коробка ЗИС-151

цилиндрическая, двухступенчатая, передаточные числа: I-2,44; II-1,24

Коробки отбора мощности (2 шт.)

Цилиндрические 3-вальные, передаточное число i=1,00

Главная передача ЗИС-152В (4 шт.)

Коническая с автоматической блокировкой дифференциала при переходе на пониженную передачу, i = 7,6

Шины

14.00-18

Эксплуатационные данные

Объем топливного бака, л

500

Объем смазочной системы двигателя, л

8,5

Объем системы охлаждения, л

21

Эксплуатационный расход топлива, л/100 км

63,3

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

58

Максимальная скорость на воде, км/ч

6

 

Литература

1. Липовский Л.С., Лаврентьев В.Б., Семенов Г.А. Постройка опытного бесподвесочного плавающего четырехосного автомобиля-макета ЗИЛ-Э134 №2. -М.:ЗИЛ, 1956.-15с.

2.  Липовский Л.С., Лаврентьев В.Б., Крупенин Г.Т., Левин П. Испытания на воде четырехосного макетного автомобиля ЗИЛ-Э134 №2: Отчетная записка. -М.:ЗИЛ, 1957.-14с.

3. Матеров Г.А., Каледин Н.Е., Ильин. Отчет по испытаниям макетного образца БТР-Э152В с равнорасположенными осями и двумя управляемыми мостами. -М.-.ЗИЛ, 1958.-33с.

Оглавление