Оглавление

ZiSE1342007.jpg

Схема установки водомета:
1 — поворотный насадок; 2 — промопора ЗИС-151; 3 — поперечина; 4 — коробка отбора мощности; 5 — рычаг включения водомета; 6 — маятниковый рычаг рулевого управления; 7 — трос управления поворотным насадком; 8 — раздаточная коробка ЗИС-151; 9 — направляющий козырек; 10 — цепная передача; 11 — рабочее колесо водомета; 12 —заборные трубы водомета; 13 — блок; 14 — пружина.

 

ZiSE1342008.jpg
Поворотный насадок водомета.

Первоначально ЗИС-Э134 №2 не имел водоходного движителя. Поэтому скорость, развиваемая автомобилем на плаву за счет вращения колес, составляла всего 2—3 км/ч. Уже в конце августа в кормовой части машины установили водомет. Отбор мощности на привод водомета осуществлялся от коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке ЗИС-151, с помощью карданной передачи на промежуточную опору среднего моста ЗИС-151, а затем цепной передачей на звездочку привода рабочего колеса водомета. Рабочее колесо заимствовали от плавающего танка. Корпус водомета — стальной, толщиной 5 мм.

К сожалению, доводка водомета затянулась, да и частые показы не позволили провести его всесторонние испытания летом. В ноябре 1956 г. на Клязьменском водохранилище канала им. Москвы в районе села Болтино были организованы испытания макета ЗИС-Э134 №2 на плаву. Они проходили на полукилометровом мерном участке глубиной 15—20 м, оборудованном створными столбами. Из-за низкой температуры воздуха (до -6°С) и начавшегося ледостава объем испытаний был максимально сокращен.

ZiSE1342009.jpg

ЗИС-Э134 №2 преодолевает крутой овраг.

ZiSE1342010.jpg ZiSE1342011.jpg

Сравнительные испытания макета №1 и макета №2 на болоте. 1 августа 1956 г.

При погружении ЗИС-Э134 №2 в воду ватерлиния прошла по верхней кромке крыла, осадка при этом составила 1250 мм. Управление автомобилем на воде осуществлялось с помощью поворота специального конического насадка (производился дистанционным приводом с помощью троса и пружины), установленного на водомете, а также поворотом управляемых колес. Поворот насадка изменял направление струи воды, выходящей из водомета, вследствие чего возникал поворачивающий момент.

Скорость движения автомобиля на воде определялась по среднему значению замеров, произведенных в двух взаимно противоположных направлениях. Наибольшая средняя скорость движения была достигнута при включенной 3-й передаче в коробке передач и работе только водомета — 5,88 км/ч. При работе водомета и колес максимальная скорость на 3-й передаче в коробке передач снижалась до 5,4 км/ч. Скорость движения задним ходом не определялась.

ZiSE1342012.jpg ZiSE1342013.jpg
ЗИС-Э134 №2 движется по заснеженному склону. Испытания на воде.

Оглавление