Оглавление

Вермахт достаточно активно использовал PzKpfw. 35(t), начиная с французской кампании 1940 г. К началу операции «Барбаросса» в панцерваффе насчитывалось 149 таких машин. Последний танк этого типа из состава боевых частей вермахта был подбит под Москвой в декабре 1941 г., а румынские R-II дожили до Сталинграда. Последние эпизоды боевого применения LT vz.35 относятся 1944 г., когда несколько таких машин из состава армии марионеточной Словакии приняли участие в Национальном восстании и были уничтожены немцами.

Лешанский LT vz.35 вернулся в Чехию относительно недавно. Ранее он находился на Абердинском полигоне в США. В 2006 г. американцы передали его Праге, где он получил окраску времен Первой Республики.

А конструкции конкурентов из ЧКД нашли признание за рубежом — танкетку AH-IV с оригинальной ходовой частью, появившуюся в 1935 г., закупали Иран, Румыния, Швеция и Эфиопия. В музее представлена AH-IV Sv — шведский вариант машины. Демонстрируется и еще одно детище ЧКД — танк LT vz. 38. Об этом действительно примечательном образце чешского танкостроения написано немало. Правда, лишь иногда указывается, что руководителем группы разработчиков был выпускник Киевского политеха Алексей Михайлович Сурин. После Гражданской войны, на которой сын помещика участвовал на стороне белых, начались эмигрантские мытарства Сурина, закончившиеся в Праге, где он устроился на ЧКД техником. Русский специалист достаточно быстро сделал карьеру, несмотря на то, что Чехословакия унаследовала от Двуединой монархии прекрасную промышленность и соответствующий уровень инженерной подготовки.

После оккупации Богемии и Моравии Сурин остался на фирме и занимался разработкой САУ на шасси LTvz.38. В конце 1944 г. конструктор был даже представлен к ордену Германского орла. Учитывая ситуацию на фронтах, Сурин сумел удалиться от дел и май 1945 г. встретил «на больничном». Три дня военная контрразведка 2-го Украинского фронта беседовала с Суриным, после чего был сделан вывод о его непричастности к «коллаборационистской деятельности». Небольшой перерыв в деятельности Сурина как танкостроителя наступил в середине 1950-х гг., когда производство танков по советской лицензии было переведено из Праги в Словакию. Но уже с 1960 г. он вновь был привлечен к работе как консультант по специальной гусеничной технике. Конструктор умер в 1974 г. в возрасте 77 лет.

VTMzChe005.jpg VTMzChe006.jpg

В этом же зале представлены многочисленные мотоциклы и автомобили. Во второй половине 1930-х гг. чехословацкое правительство взяло курс на моторизацию армии. Один из старейших производителей автомобилей — ЧКД — также принял участие в процессе повышения мобильности сухопутных сил. Для экономии ресурсов за основу были взяты гражданские машины. В 1936 г. спроектировали трехосный Praga AV(4x6), предложенный армии в качестве штабного. С 3,5-литровым двигателем мощностью 68 л.с. машина преодолевала подъемы до 40%, а по асфальту развивала скорость 92 км/ч. До 1939 г. собрали около 400 Praga AV, которые попали преимущественно в вермахт. Часть автомобилей пошла на экспорт. На одном из них ездил болгарский царь Борис III.

VTMzChe007.jpg VTMzChe008.jpg

По аналогичной схеме в 1936 г. была спроектирована «Шкода» 903, также представленная в музее. Трехосный штабной автомобиль оказался невостребованным в чехословацкой армии, но с 1940 г. закупался в интересах Германии и ее союзников. Всего собрали 42 такие машины, одна из которых, чудом уцелев, оказалась в Лешанах.

Под маркой Praga выпускались и мотоциклы. До оккупации, например, ЧКД собрал 79 мотоциклов Praga BD 500, разработанных под руководством Ярослава Франтишека Коха. Один из них — в музее. Над мотоциклом Коха висит AVIA ВН-9 — учебно-тренировочный самолет, созданный его друзьями Павлом Бенешом и Ярославом Хайном. Интересно, что этот летательный аппарат вместе с его одноместной модификацией ВН-10 был построен суммарно в 30 экземплярах, а чехи сумели сохранить по крайней мере два. В зале сымитирована даже автомастерская, из которой выезжает 1,7-тонный грузовик Praga AN-4.

Перейдя в следующий зал, оказываешься в атмосфере предвоенной поры и Протектората. В первой половине зала развернута экспозиция, посвященная оборонительным сооружениям Чехословакии на германской границе. Демонстрируется железобетонный ДОТ, вооруженный 7,92-мм станковым пулеметом ZB-37. Это сооружение могло противостоять не только фугасным снарядам, но и химическим отравляющим веществам благодаря наличию современной фильтровентиляционной установки.

Вторая часть экспозиции представляет собой несколько диорам из жизни Протектората. Напомню, что Богемия и Моравия исправно снабжала вермахт танками, автомобилями, мотоциклами, артиллерийскими орудиями и самолетами. В павильоне, например, находятся знаменитая САУ Hetzer, выпускавшаяся в 1944—1945 гг. на заводах ВММ (как тогда называлась ЧКД) и «Шкоды», и трехосный грузовик «Татра-111». Последний был разработан в 1942 г. австрийским инженером Хансом Ледвинкой. Талантливый конструктор стал одним из пионеров автомобилестроения в Двуединой монархии наряду с Фердинандом Порше. Во время Второй мировой войны Ледвинка продолжал работать над боевой техникой. В 1946 г. он отказался покинуть свой дом в Судетской области в соответствии с декретом Бенеша о принудительном выселении немцев и австрийцев с территории, присоединенной к Чехословакии. В итоге он был осужден за коллаборационизм и сопротивление властям. В 1954 г. конструктор перебрался в ФРГ, где и скончался. А «Татра-111» выпускалась до 1960 г. В послевоенные годы эти машины экспортировалась преимущественно в СССР и успешно эксплуатировались в Сибири.

В оккупированной зоне выпускались и автобусы, часть из которых также получала германская армия. Например, построенные «Шкодой» автобусы «Модель 256» служили в вермахте, в том числе и в качестве санитарных. Одна из таких машин есть в Лешанах.

 

Оглавление