Оглавление

TrS60-65085.jpg

Опытный «нефтяной трактор» ЦОМ

Ошибочность такого подхода выяснилась почти сразу: М-13 совершенно не выдерживал повышенных нагрузок, свойственных дизельному процессу. Для дизельного мотора было характерно более высокое давление вспышки — 50-80 кгс/см2 против 20-40 кгс/см2, типичных для карбюраторных двигателей. Поэтому при создании дизельного двигателя предъявлялись повышенные требования к прочности и жесткости кривошипно-шатунного механизма. В этой связи опытный образец еще одного мотора, М-75, широко унифицированного с двигателем С-60, даже не был достроен.

Еще одной особенностью дизельного мотора являлась необходимость применения дорогостоящей прецизионной топливной аппаратуры. На конкурсных испытаниях наилучшей показала себя аппаратура немецкой фирмы «Бош» (она была установлена на большинстве дизельмоторов, участвовавших в конкурсе). Изготовление топливной аппаратуры, аналогичной по качеству продукции фирмы «Бош», требовало привлечения квалифицированных кадров и задействования высокоточных станков. Однако ни того, ни другого на ЧТЗ в то время не было.

Нашлись противники у мотора М-13 и среди потенциальных эксплуатантов. Так, нарком совхозов Калманович писал 15 ноября 1934 г. в СНК по вопросу об итогах проведения конкурсных испытаний автотракторных дизельных двигателей:

"НКСовхозов не может согласиться с оценкой результатов дизельных испытаний, а также с выводами, сделанными конкурсным комитетом в части, касающейся тракторных дизель-моторов.

Испытание тракторных дизель-моторов происходило в Учебно-опытном зерносовхозе /Азово-Черноморский край/.

Конкурсный комитет не уделил этим испытаниям достаточного внимания.

Бывшие в испытании дизеля и тракторы далеко не охватывают всех лучших дизель-моторов и выбор их носит достаточно случайный характер.

Кроме того, недостатком испытания является то, что совершенно отсутствовали нефтяные двигатели, которые представляют огромный интерес.

Правильно организованное испытание требует того, чтобы испытуемый трактор прошел через всю систему сельскохозяйственных работ. Между тем тракторы были испытаны только в лабораторных условиях и на пахоте, что не может считаться достаточным для окончательного решения вопроса о выборе дизеля.

Выводы, к которым приходит конкурсный комитет, предполагают пустить в производство дизель-моторы М-10, сконструированные НАТИ, которые получили второе место на конкурсе и которые кроме того имеют весьма существенные дефекты в пуске и поэтому нуждаются в дальнейшем реконструировании - является совершенно неправильным.

Что же касается предложения на ЧТЗ поставить дизель-мотор НАТИ ЧТЗ-М-13, который совершенно не испытывался в полевых условиях, то это предложение является совершенно неожиданным и отнюдь с результатами конкурса не связанным.

На основании этого НКСовхозов предлагает:

1.  В срочном порядке закупить за границей партию дизель-моторов и нефтяных двигателей, командировав для этого специальных людей.

2.  Обеспечить в 1935 году в течение летнего сезона детальные испытания дизелей и нефтяных двигателей на всех основных сельскохозяйственных работах с тем, чтобы иметь возможность осенью 1935 г. окончательно решить вопрос с выбором типа дизель-моторов для массового производства».

Утверждение о том, что на конкурсе совершенно отсутствовали нефтяные двигатели, являлось излишне категоричным, но не лишенным некоторых оснований, поскольку в нашей стране имелся известный опыт создания и эксплуатации нефтяных калоризаторных моторов. Хотя работы по тракторам «русского типа» были официально прекращены в 1925 г., совершенствование нефтяных калоризаторных моторов не прекращалось.

Центральный отдел механизации (ЦОМ) НТУ НКСовхозов с 1930 г. в течение трех лет проводил изучение нефтяных тракторных двигателей. В их числе были лучшие зарубежные двигатели типа «дизеля» или «нефтянки». Испытания велись в лабораторных условиях ЦОМ и на полях Опытно-учебного зерносовхоза №2 в районе ст. Верблюд (ныне — Зерноград).

TrS60-65086.jpg TrS60-65087.jpg

Испытания опытного трактора ЦОМ в полевых условиях в районе разъезда Верблюд.

Оглавление