Оглавление

Для успешного перемещения С-60 по обледенелым дорогам и езды по дорогам с твердым покрытием были предусмотрены специальные литые шпоры и штампованные башмаки, которые крепились болтами к тракам гусениц. Однако на практике они не использовались, поскольку болты зачастую расшатывались или вообще обрывались.

На «Sixty» могло быть установлено как карбидное, так и электрическое освещение. На тракторах, закупленных в 1931 г., было применено электрическое освещение от генератора «Бош». Эти тракторы имели две фары, расположенные у верхнего бака радиатора и с правой стороны сиденья. У закупленных Зернотрестом тракторов, кроме того, сзади под сиденьем располагался щиток на пять розеток для электропитания фар прицепных орудий. Фары имели собственные выключатели на корпусах; выключатели также монтировались на рулевой колонке. Для «Сталинца» был принят вариант с электрооборудованием, включающим генератор постоянного тока завода АТЭ и три фары.

TrS60-65082.jpg TrS60-65083.jpg
Обработка танков Т-34-85 дегазирующими растворами. Справа виден трактор С-60. 1947 г. Установка переднего крюка на раме трактора С-60.

На «Sixty» прицепная серьга укреплялась в листе, подвешенном к коробке передач на двух кронштейнах. Серьга могла поворачиваться на вертикальной оси и фиксироваться в пяти положениях. Конструкция серьги обеспечивала возможность крепления прицепа в двух положениях по высоте. Сцепной прибор трактора «Сталинец» несколько отличался от американского прототипа, а самое главное, серьга допускала лишь одно положение прицепа по высоте. При необходимости на С-60 можно было смонтировать прицепную серьгу типа «Катерпиллер», однако их массовое изготовление так и не освоили.

Еще одной дополнительной опцией трактора С-60 являлся передний буксирный прибор, который ставился только по специальному заказу на некоторых машинах, поступавших военным и гражданским заказчикам (как дополнительное оборудование согласно ОСТ №6390/326). Вместе с тем, для успешной службы в РККА требовалась установка переднего сцепного прибора на всех «сталинцах», поскольку без него серьезно затруднялась эксплуатация: например, спаренная езда (буксировка тяжелых прицепов двойной тягой), взятие на буксир аварийной машины и т.п. Отсутствие переднего крюка на тракторах, находящихся в эксплуатации в сельском хозяйстве и промышленности и передаваемых по мобилизации в РККА, также усложняло их использование. Для установки силами воинских частей переднего сцепного прибора врид начальника испытательного отдела НИАБТП т. Казанский даже подготовил соответствующую инструкцию.

В то же время воинские части не располагали возможностями для установки на мобилизованные тракторы передних сцепных приборов своими силами, поэтому неоднократно ставился вопрос об оснащении ими всех тракторов — как вновь выпускаемых, так и находящихся у гражданских эксплуатантов. В связи с этим гражданскими наркоматами был издан ряд соответствующих указаний. Например, Наркомзем своим постановлением №4299 от 15 сентября 1934 г. обязал Главзерно изготовить на одном из своих заводов в течение IV квартала 1934 г. и I квартала 1935 г. сцепные приборы и оборудовать ими тракторы. Однако не все указания были выполнены, поэтому передний сцепной прибор получили далеко не все тракторы С-60.

Технические характеристики трактора «Сталинец-60»

Габаритные размеры, мм:

длина

4090

ширина

2395

высота по радиатору

2030

вертикальный просвет при погруженных почвозацепах

400

Рабочий вес трактора без водителя, кг

10000

Расчетные скорости вперед км/ч

3,0-4,2-5,9

Тип двигателя

Четырехтактный, карбюраторный

Топливо

Лигроин

Емкость основного топливного бака л

390

Емкость пускового топливного бака л

16

Гарантированная максимальная мощность л.с.

72

Вес двигателя с вспомогательными агрегатами кг

1300

Число цилиндров

4

Диаметр цилиндров мм

165

Ход поршня мм

216

Рабочий объем л

18,45

Степень сжатия

3,96

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Расположение клапанов

Верхнее

Система смазки двигателя

Комбинированная

Емкость масляной системы л

19

Система охлаждения

Принудительная

Емкость системы охлаждения л

60

Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 1-й скорости

32/14

Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 2-й скорости

29/17

Передаточное число трансмиссии в коробке передач на 3-й скорости

25/21

Передаточное число трансмиссии в центральной передаче

43/12

Передаточное число трансмиссии в конечных передачах

52/12

Раздаточные механизмы трансмиссии

Многодисковые фрикционные муфты

Тип тормоза

Ленточный, с закрепленным концом

Число тормозов

2

Колея гусениц мм

1823

Тип зацепления

Цевочное

Ширина звена гусеницы мм

203

Шаг гусеницы мм

500

Подвеска остова трактора

Полужесткая

Литература

1. Трактор ЧТЗ «Сталинец 60». - М.: Сельхозгиз, 1936.

Оглавление