Оглавление

TankFort037.jpg TankFort038.jpg
TankFort039.jpg

Сооружение УФС-5 (из элементов УЭ) с танковой башней Т-44М (Т-54/55).
1 —
тамбур; 2 — убежище; 3 — тамбур; 4 — помещение для стреляных гильз; 5 — подбашенное помещение; 6 — снарядная; 7 — вход; 8 — помещение для хранения бензоэлектрического агрегата.

Строительство сооружений с танковыми башнями и танками велось силами войск. Поставка железобетонных, металлических конструкций производилась промышленными предприятиями строительного округа и силами войск округа, в зависимости от удаления места возведения. Если на материковой части этот вопрос решался относительно просто, то для островной части (Курилы) он был затруднен. Это было вызвано задержкой в исполнении заказа предприятиями, так как они в первую очередь выпускали конструкции для строительства жилья, что приводило к нарушению сроков изготовления и доставки их в порт перегрузки, а с учетом короткого срока навигации — на островную часть к месту возведения, так как конструкции необходимо было перегрузить в зафрахтованное у Морского флота судно в определенный срок. Затем судно приходило в порт рейдовой разгрузки для доставки конструкций на берег. При этом в основном использовались плавсредства войск. Далее конструкции развозились по местам, и производилась их сборка, т.е. строительство. Аналогично осуществлялась доставка строительных материалов и оборудования.

До транспортировки конструкций в район строительства прибывала часть инженерно-саперного батальона для организации полевого городка и приемки грузов, проведения рекогносцировки посадки и привязки возводимых сооружений на местности.

«Проще было при доставке танковых башен, - вспоминает начальник проектно-монтажной группы ДВО полковник В.И. Патяка. — Через ВМФ загружался большой десантный корабль, и на нем они доставлялись к месту рейдовой разгрузки. После этого их СДБ «Танкист» доставлял на берег. Это было не простое мероприятие, так как сказывалось волнение моря. Был случай, при перегрузке «Танкист» ударил в поддон башни, и одна башня упала в море, где глубина более 100 м и притом сильное течение. Так, что башня до сих пор находится на дне моря».

По завершению строительства командующий войсками военного округа назначал комиссию по приемке сооружений в эксплуатацию. При этом проводились испытания башен на откат. Осуществлялось по десять гидравлических выстрелов из орудия, проверялся откат и состояние строительных конструкций и др. Затем производилась топографическая привязка каждого сооружения к местности.

Одновременно с возведением сооружений с танковыми башнями было принято решение о применении тяжелых танков ИС-2, ИС-3, Т-10 и др. в качестве НТОТ, сведенных в роту танковых огневых точек. РТОТ располагались, как правило, в глубине обороны, и их построение было, в основном, линейным. Это было вызвано применением РТОТ в качестве артиллерийского дивизиона с учетом огневых возможностей для нанесения сосредоточенного огня.

TankFort040.jpg

Сборное железобетонное сооружение УФС-5 из унифицированных элементов с танковой башней Т-44М.


TankFort041.jpg

Принципиальная схема взвода танковых башен.

Для оборудования РТОТ использовались танки ИС-2, ИС-3, ИС-4 и Т-10, находящиеся на ходу. Так, на острова Большой Уссурийский и Тарабаров танки пришли своим ходом через реку Амур, а на Курилы их доставляли с помощью десантных кораблей. Установка танков производилась в подготовленные окопы. Затем с них демонтировали всю ходовую часть и двигатель, а освободившийся объем отводили под боеприпасы. Между танками оборудовались погребки для боеприпасов. На материковой части ТВД для этой цели использовали железобетонные элементы сооружений СБК.

Для обеспечения стрельбы ночью проводились испытания систем реактивного запуска осветительных снарядов, которые могли монтироваться на люках танков и фортификационных сооружениях.

В начале 1980-х гг. 15 ЦНИИИ ИФ МО и 1 ПФБ ИВ завершили разработку комплекта унифицированных железобетонных элементов для заблаговременного оборудования районов обороны и полосы прикрытия границы, который был принят на вооружение. В номенклатуру вошли новые типовые сооружения с башнями танков Т-34, Т-44М, Т-54/55 и ИС из унифицированных железобетонных элементов УЭ. В это же время завершилась НИР по модернизации и совершенствованию ДФС УР. В результате для войск были подготовлены рекомендации по модернизации, приспособлению и приведению ДФС УР в боевую готовность.

Новые типовые сооружения с танковой башней и танком были унифицированы по несущей сборной железобетонной конструкции. Они удовлетворяли требованиям по установке и применению всех существующих типов танковых башен и танков, выпускаемых в этот особый период.

Базовым стало считаться сооружение с башней танка Т-55 (Т-44М), которое было разработано для оборудования позиций войск в укрепленных районах и предназначалось для ведения кругового артиллерийского огня при углах возвышения +20° и склонения -5°, защиты гарнизона и создания необходимых условий его работы и отдыха. Боекомплект сооружения составлял 180 выстрелов.

Были предложены различные варианты объемно-планировочных решений сооружения из унифицированных железобетонных элементов с танковой башней для различных физико-географических условий местности. В комплект такого сооружения входили: железобетонные элементы, башня танка Т-55 с подбашенным листом (для каждой танковой башни свой подбашенный лист), электрооборудование, стеллаж на четыре магазин-коробки к пулемету, металлическая защитно-герметическая дверь ДЗГМ-60х130-3, герметические двери ДГМ, люк защитно-герметический ЛЗГ 60-0,5М, подвесные нары, фильтровентиляционный агрегат ФВА-100/50, электроручной вентилятор ЭРВ-49, вентиляционные защитные устройства ВЗУ-100, дроссельная заслонка, полевая обогревательная печь ОПП (МОП-6).

Оглавление