Оглавление

Необходимая холодильная мощность кондиционера определялась из уравнения теплового баланса, где суммировались тепловой поток из окружающей среды, тепловыделения экипажа, аппаратуры и моторно-трансмиссионного отделения. Основной составляющей тепловой нагрузки на кондиционер является излучение из окружающей атмосферы, проходящее через корпус и башню танка.

Холодильная мощность кондиционера определялась при эксплуатации танка в пустыне, а тепловая мощность — в Забайкалье зимой. Суточное изменение температуры окружающего воздуха и солнечной радиации принималось по справочным данным. Профессор А.С. Развалов (ВНИИТрансМаш) подчеркивал в своих работах, что использование средних значений (как и экстремальных) параметров климата приводит в расчетах к неправильным конструкторским решениям, так как вероятность таких значений крайне мала (не превышает 0,05). Поэтому при проектировании и эксплуатации БТВ необходимо использовать вероятностно-статистические методы, а средние значения удобны для выражения общих закономерностей и используются для качественных оценок. По вероятностным характеристикам и климатическим номограммам, рассчитанным по средним значениям, раскрываются структурные особенности климатических зон. Важны также комплексные показатели, прежде всего — по температуре и относительной влажности. В то же время мощность кондиционера и средств индивидуального обогрева в танке Т-80 рассчитывались на экстремальные значения температуры воздуха внутри машины.

Расчеты показали, что для поддержания в обитаемом отделении танка Т-80 микроклимата в соответствии с медико-техническими требованиями кондиционер должен обеспечивать холодильную мощность 3,5 кВт и тепловую — 9,6 кВт, то есть примерно на 20—25% меньше по сравнению с данными, получаемыми при решении уравнений стационарной теплопередачи. Это позволило принять наиболее надежную турбохолодильную систему кондиционирования, в которой для холодильного цикла использовался сжатый воздух от турбокомпрессора ГТД, установленного в Т-80.

T-80Cndc002.jpg

Компоновочная схема системы кондиционирования в танке Т-80.
1 — воздухораспределители; 2 — двойной вентиль; 3 — воздушный фильтр; 4 — теплообменники; 5 — заслонка; 6 — циклон; 7, 8 — металлорукава в трассе системы охлаждения; 9 — блок заслонок; 10— турбохолодильник; 11 — влагомаслоотделитель; 12 — концевой трубопровод системы отопления.

Турбохолодильная система кондиционирования воздуха по сравнению с парокомпрессионной имеет ряд преимуществ, весьма существенных для использования в танке. Это высокая надежность, меньшие габариты и масса, удобство обслуживания и эксплуатации, исключение дорогостоящего, текучего и токсичного фреона, обеспечение обогрева, подпора и воздухообмена в обитаемом помещении.

В конечном счете, основные технические характеристики СКВ были следующими: масса — 40 кг; тепловая мощность — 3 кВт; холодильная мощность — 4,2 кВт; температура воздуха в режиме охлаждения — 22±3°С; подача воздуха в жилет — 40—70 м3/ч; температура воздуха в режиме обогрева — 35±5°С; гидравлическое сопротивление жилетов — 1,5 кПа.

Специалисты КБ выполнили компоновочные работы по размещению узлов системы кондиционирования на двигателе и в корпусе танка. Схема и ряд конструктивных элементов кондиционера были защищены авторскими свидетельствами. Основная нагрузка по созданию СКВ для Т-80 легла на отдел, возглавляемый М.Г. Козьбо. Самое активное участие в этой работе приняли инженеры-конструкторы В.Х. Джелали, В.М. Карасева и Л.В. Бублик. Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора А.К. Дзявго.

Первоначальная отработка узлов кондиционера производилась на стенде, который обеспечивал подачу сжатого воздуха 300 кг/ч при давлении 0,6-0,8 МПа и температуре 400°С. По результатам этих испытаний внесли ряд изменений, внедренных в конструкцию серийных кондиционеров, предназначенных для использования в танках типа Т-80. Дальнейшие испытания проводились на стенде совместно с ГТД и его системами, при этом определялось влияние установки кондиционера на характеристики двигателя. Полученные результаты подтвердили сходимость расчетных и экспериментальных величин.

T-80Cndc003.jpg

Конструктивная схема СКВ в танке Т-80.
1
— теплый воздух; 2 — трасса горячего воздуха; 3 — трасса охлажденного воздуха; 4 — устройство для подачи воздуха в башню; 5 — турбохолодильник; 6 — масляный радиатор трансмиссии; 7 — теплообменник над радиатором; 8 — фильтр; 9 — клапан электромагнитный; 10 — место отбора воздуха от ГТД; 11 — масляный радиатор двигателя; 12 — теплообменник над радиатором; 13 — заслонка регулирующая; 14 — трасса подачи воздуха в башню; 15 — запорные вентили.

Заключительный этап стендовых испытаний кондиционера осуществлялся на комплексном стенде, предназначенном для отработки узлов и систем непосредственно в танке. Стенд был оборудован гидравлическими тормозами (тормозная мощность — 1100 кВт) и инерционным барабаном со съемными дисками, а также мощными калориферными установками, позволяющими поддерживать температуру окружающего воздуха +50°С. Исследовались динамические и топливно-экономические характеристики танка, системы охлаждения, работоспособность и надежность различных узлов и систем. Кроме того, определялись параметры микроклимата в обитаемом отделении танка. При этом имитировалось прямолинейное движение с постоянной скоростью, а также разгон и торможение при температуре окружающего воздуха до +45°С.

Доводку СКВ в этом сложном, наукоемком стендовом исследовании осуществляли инженеры-испытатели лаборатории №2 и №3, особенно специалисты по термодинамике и теплообмену, «холодильщики» и мотористы: Т.М. Бирюков, И.М. Лисицкая, Л.А. Розова, И.И. Озерский, Л.И. Мартинен и многие другие.

В ходе экспериментов установили, что при температуре окружающего воздуха 40°С температура масла в системе смазки двигателя не превышает допустимых величин (140°С). В этих условиях суммарный расход охлаждающего воздуха (200—205 кг/ч) распределялся следующим образом: водителю — 80 кг/ч, наводчику — 48 кг/ч, командиру — 77 кг/ч. Температура на рабочих местах составляла 22—26°С.

Предварительные испытания танка Т-80 с обогревом обитаемого отделения воздухом, подаваемым от турбокомпрессора ГТД, состоялись в районе Забайкалья при температуре окружающего воздуха -45°С. При этом условия в обитаемом отделении Т-80 оказались значительно лучше, чем в танках с калориферным обогревом. Температура воздуха в машине через 20—30 мин работы двигателя достигала положительных величин и продолжала повышаться. Температура на рабочих местах регулировалась каждым танкистом индивидуально. Таким образом, система кондиционирования сформировалась из систем охлаждения и обогрева, системы регулирования воздуха по объему и температуре, фильтрации и влагоотделения.

Оглавление