Оглавление

Т-34 В СТРАНАХ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Светозар Иоканович

Использованы материалы фотоцентра ЮНА, фото из коллекции Димитрия Остойича, Михаила Никольского и автора.

T-34Yusl001.jpg

Танк Т-34-85 на учениях ЮНА.

В конце Второй мировой войны Т-34 являлся самым мощным танком югославской армии (из не менее 11 типов танков американского, французского, немецкого и итальянского производства), а противник на Балканах не располагал равноценной боевой машиной. Немецкие бронетанковые части имели на вооружении более слабую технику и избегали прямых боестолкновении, а чаще всего просто отступали. «Тридцатьчетверка» оказалась лучшим танком на балканском театре военных действий по комплексу боевых качеств: огневой мощи, бронезащите и маневренности.

Начало истории

Адольф Гитлер вряд ли предполагал, что всего через несколько месяцев после разгрома королевской армии Югославии (6—17 апреля 1941 г.) с ее очень слабыми бронетанковых частями потребуется усиливать немецкие войска в Югославии танками. 7 июля 1941 г. в Сербии вспыхнуло всеобщее народное восстание. Партизаны и четники (коммунисты и монархисты) приступили к совместным операциям против оккупантов. Уже 5 октября 1941 г. в окрестностях Горного Милановца партизаны (точнее, совместные силы партизан и четников, это было в период кратковременного сотрудничества идеологических противников в борьбе против общего врага) оказались обладателями первого танка. Им стал «Гочкис» Н-39 из «французского» батальона вермахта, который немцы спешно перебросили в Сербию. Под давлением превосходящих сил партизанам-коммунистам пришлось сместить фокус своих действий в горные районы Черногории, Боснии и Герцеговины и Краины. В этих регионах из захваченной у хорватов и итальянцев техники были сформированы первые танковые взводы и роты Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ). В сентябре 1943 г. капитулировала Италия, после чего появилась возможность сформировать бронетанковый батальон, на вооружение которого поступили итальянские танки, танкетки, самоходные установки и бронеавтомобили. На Тегеранской конференции союзники приняли решение оказать НОАЮ значительную помощь военной техникой. В 1944 г. была создана первая югославская танковая бригада.

1-я танковая бригада была сформирована при содействии англичан 16 июля 1944 г. На ее вооружение поступили 56 танков М3А1/М3А3 «Стюарт» (за войну через бригаду прошло в общей сложности 107 танков). Британские генералы считали эти легкобронированные и слабо вооруженные легкие танки вполне достаточными для борьбы с бронетанковой техникой Независимого государства Хорватия (Nezavisna Drzava Hrvatska, NDH) и частями панцерваффе. Помимо танков были доставлены и 24 бронеавтомобиля АЕС Мк II. Главнокомандующий НОАЮ Йосип Броз Тито надеялся на получение танков «Шерман», которыми можно было бы вооружить еще одну бригаду, но его вера в безграничную британскую помощь оказалась заблуждением.

Помощь пришла с другой стороны: ГКО СССР 7 сентября 1944 г. принял решение организовать обучение эксплуатации и боевому применению танков Т-34 600 югославских танкистов и механиков на полигоне Тесницкое под Тулой. Для этого задействовали 16 отремонтированных Т-34 из 32-й гвардейской танковой бригады Красной Армии. Пока же англичане размышляли, насколько бригада «Шерманов» усилит позиции коммунистов на Балканах, СССР подарил своим ближайшим союзникам бригаду Т-34!

Бригаду сформировали 6 октября 1944 г., но из-за времени, необходимого для обучения личного состава, она вступила в бой только весной 1945 г. «Подарок народа СССР первому союзнику на Балканах» включал 65 новеньких Т-34-85 с тремя боекомплектами и три бронеавтомобиля БА-64, не считая других «мелочей».

Парадокс, но первые Т-34, которые появились на земле Югославии, воевали не на стороне освободителей. С лета 1944 г. немцы использовали в боях трофейные Т-34 747(r) 5-й полицейской роты (5.Verstarkte Polizei-Panzer-Kompanie), подчиненной командованию войск СС в Триесте. В силу особенностей местности и характера войны с партизанами оккупационные силы никогда не использовали эту часть в полном составе, чаще всего танковые взводы действовали самостоятельно. Взвод доработанных немцами Т-34-76 (образца 1941 /1942 гг.) поначалу успешно действовал против легковооруженных партизанских групп в Италии и Словении, но в начале 1945 г. военное счастье изменило немцам.

4-я югославская армия генерала Петра Драпшина начала стремительное наступление в западном направлении. Танки 1-й бригады сумели пройти через труднодоступные районы Далмации, но в окрестностях Риеки их поджидал германский корпус генерала Киблера. Под Илирской Бистрицей, в районе современной итало-словенской границы, Т-34 войск СС нанесли значительный ущерб 20-й ударной дивизии НОАЮ. Разумеется, «Стюарты» не являлись серьезным противником для «тридцатьчетверок», но и у них имелась своя «пара тузов в рукаве».

Два «Стюарта», получивших в боях серьезные повреждения башен, силами партизанской мастерской в Шибенике переоборудовали в импровизированные истребители танков. Переделкой руководил технический офицер 1-й бригады Курот Антон. Вместо башен на неподвижных лафетах смонтировали германские 75-мм противотанковые пушки Рак 40. Этими «Стюарт-РаК'ами» был уничтожен один немецкий Т-34. Четыре немецких экипажа бросили свои машины, которые достались партизанам. В селе Базовица, непосредственно около Триеста, один Т-34 был поражен несколькими удачными выстрелами из пушки бронеавтомобиля АЕС. Трофеями НОАЮ в ходе операции по освобождении Истры стали шесть Т-34 747(r) (четыре под Илирской Бистрицей и два под Базовице), в том числе два в исправном состоянии. Эти танки поступили на вооружение 1-й бригады, где на их броню нанесли красные звезды. 1-2 мая 1945 г. 1-я танковая бригада вошла в Триест.

T-34Yusl002.jpg

Танк Т-34 747(r) 5-й полицейской роты СС, который захватили партизаны и вошли на нем в Триест. Единственный Т-34-76, сохранившийся до настоящего времени на Балканах, находится в музее «Отечественной войны» в Баня-Луке, Республика Сербская.

Оглавление