Оглавление

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

По материалам РГВА подготовили к печати А. Кириндас и М. Павлов.

T-27Test001.jpg

В феврале 1931 г. постановлением РВС на вооружение РККА приняли танкетку Т-27. Ее серийный выпуск был организован на нескольких предприятиях, что обусловило внесение изменений в конструкцию машин, связанных с местными производственными условиями. Опыт эксплуатации Т-27 показал необходимость совершенствования конструкции танкетки, разработки средств обслуживания и ремонта, а также создания приспособлений, расширяющих сферу ее использования.

Летом 1932 г. в Подмосковье состоялись испытания двух танкеток Т-27 (№131/2 и № 160/4), построенных на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде (НАЗ). Испытания длились с 27 июня по 31 июля 1932 г. и сопровождались «длительными перерывами из-за ряда дефектов, имевшихся у машин и требующих ремонта».

Испытатели зафиксировали и устранили следующие недостатки:

«1. Требовалась подтяжка болтов всех агрегатов машины.

2.  Постановка сети электрооборудования (не было проводки).

3.  Течь бензино-проводов, поплавков карбюратора, а также у горловины бака, благодаря неверно вызженному отверстию в броне-крыше (смещение отверстия для горловин).

4.  Требовалась правка тяги к рычагу скоростей, так как, ввиду ее неправильной выгнутости, шестерни не включались. Произведена правка тормозных тяг.

5.  В процессе испытания были частые явления пробивки масла через прокладки соединения картера и коробки скоростей, а также среза шпильки, крепящей тягу муфты сцепления к валику ножной педали.

6.   Качество выполнения всей конструкции недостаточное и желает много лучшего по сравнению со старыми выпусками машин Т-27 (например з-д №2)».

Помимо качества изготовления, у нижегородских Т-27 имелись и конструктивные особенности, главными из которых были пулеметная установка без бронировки и тормоза автомобильного типа «Форд-АА».

T-27Test002.jpg

Тормоз танкетки Т-27 выпуска НАЗ.

Так, у Т-27 завода №2 тормозной барабан был отлит зацело с ведущим колесом, тогда как у танкетки выпуска НАЗ тормозные барабаны и ведущие колеса отливались отдельно и соединялись пятью гайками на болтах, ввернутых во фланец втулки, которая насаживалась на шпонку полуосей. Тормоза нижегородской Т-27 можно было регулировать изменением длины тяг, а также уравнительным кулачком тормоза.

Танкетка №131/2 была снята с испытаний как «требующая длительного ремонта», и испытания проводились на Т-27 №160/4. Для сравнительных испытаний были задействованы танкетки №452 и №1906 постройки завода №2, «причем с тормозными накладками не американского пр-ва».

Выпуск танкеток Т-27 в 19311934 гг.

Завод

1931

1932

1933

1934

Итого (добавлено мною, прим. ВВС)

№2 ВАТО (№37)

303

1610

919

14

2846

НАЗ (ГАЗ)

83

323

406

Обуховский («Большевик»)

45

-

-

-

45
Итого (добавлено мною, прим. ВВС) 348 1693 1242 14 3297
T-27Test003.jpg T-27Test004.jpg

Танкетки Т-27, построенные на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде, на испытаниях. Лето 1932 г.

Оглавление