Оглавление

SuSchwPz234.jpg

Схема броневой защиты танка «Объект 705». Проект, июнь 1945 г.

SuSchwPz235.jpg

Боковая и фронтальная проекции тяжелого танка «Объект 705». Проект, июнь 1945 г.

Следует отметить, что до получения правительственного задания в феврале 1949 г. СКБ-2 ЧКЗ, помимо работ по модернизации ИС-4 и проведения УКН по ИС-3, занималось проектированием новых тяжелых танков, таких как «Объект 705» («Объект 705А), «Объект 706», «Объект 726», «Объект 718»239 и др., а также тяжелых САУ на их базе с различными вариантами установки вооружения и размещения экипажа в боевом отделении (например, «Объект 721»),

При обосновании нового тяжелого танка «Объект 705» и его ТТХ в июне 1945 г. предполагалось, что боевая масса машины будет составлять 65 т, а в качестве основного оружия использована 122-мм пушка большой мощности, вспомогательного и дополнительного — два 14,5-мм пулемета КПВ, устанавливавшихся в башне, располагавшейся в кормовой части корпуса. Однако ТТХ могла быть подвергнута корректировке. Поэтому в дальнейшем, в связи с повышением уровня броневой защиты и использованием более мощного основного оружия (калибра 152 мм) и дизеля повышенной мощности (ДМ-45 — 735,3 кВт (1000 л.с), масса танка возросла до 100 т («Объект 705А»).

Несмотря на то, что приказом В.А. Малышева №80 от 2 апреля 1946 г. масса разрабатываемых тяжелых танков ограничивалась 65 т, работа по танку «Объект 705» («Объект 705А») продолжалась до 1948 г. За это время в СКБ-2 ЧКЗ отработали вопросы установки мощной 152-мм танковой пушки М51, конструкцию ПКП (наряду с шестиступенчатой ПКП также предусматривалось использование ГМТ и электромеханической трансмиссии), бортовых редукторов, элементов ходовой части (торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы, направляющие колеса с механизмами натяжения, опорные катки с внутренней амортизацией).

Кроме того, для танка «Объект 705» создали конструкцию гидроприводов башни на основе узлов гидропередач больших габаритов, выпускаемых ЧКЗ. Однако при рассмотрении эскизно-технического проекта машины в 1948 г. эти гидроприводы одобрения не получили. Отмечалось, что разработкой гидропривода для установки вооружения, близкого по мощности и другим параметрам к приводу, необходимому для башни данного танка (но значительно меньших размеров), занимались специализированные организации, такие как завод №279 МАП и ЦКБ-34. В том же году с их разработками были ознакомлены представители ОГК филиала Опытного завода №100.

Поэтому, чтобы избежать непроизводительных затрат времени сотрудников и загрузки оборудования ЧКЗ и Опытного завода №100, связанных с изготовлением и испытанием образцов несовершенного гидропривода с использованием муфт «Дженни», заместитель начальника Главного управления танкового производства Н.В. Барыков предложил его дальнейшую разработку и выпуск для опытного тяжелого танка передать заводу №279 МАП и ЦКБ-34.

Не обошли вниманием тяжелые танки и в Особом конструкторском бюро инженерного комитета Сухопутных войск, в котором под руководством А.Ф. Кравцева в марте—августе 1949 г. была выполнена эскизная проработка двух вариантов такой машины, получившей наименование К-91. В первом варианте танк имел компоновку с размещением всего экипажа (три человека) в башне, располагавшейся в кормовой части корпуса. В качестве основного оружия предполагалось использовать 100-мм пушкуД-46Т с механизмом заряжания унитарными выстрелами. С пушкой (справа) был спарен 12,7-мм пулемет ДШК. Слева от пушки размещались наводчик, за ним — командир танка, справа на поворотной платформе — механик-водитель. В передней части низкосилуэтного корпуса (высота танка по крышу корпуса составляла 1170 мм) находилось МТО, в котором предусматривалось устанавливать механическую трансмиссию и двенадцатицилиндровыи дизель с наддувом и горизонтальным расположением цилиндров (В-64). В ходовой части применялась индивидуальная торсионная подвеска, причем крайние узлы подвески имели балансирные тележки с двумя двухскатными цельнометаллическими опорными катками.

Второй вариант машины (наиболее проработанный) имел компоновку с размещением боевого отделения в средней части корпуса и разнесенным МТО: трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса, моторное — в кормовой. Весь экипаж танка также располагался в башне. Ввиду отсутствия механизма заряжания в его состав был введен четвертый член экипажа — заряжающий, рабочее место которого находилось за поворотной платформой механика-водителя (справа от пушки).

В башне танка справа от пушки устанавливался спаренный 12,7-мм пулемет ДШК, второй пулемет ДШК (зенитный) крепился на крыше башни в станке турели с поворотным основанием (по типу турели танка ИС-4), которое при необходимости ведения стрельбы по воздушным целям устанавливалось над открытым люком командирской башенки.

Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью двух редукторов (у двигателя и трансмиссии) и карданного вала, проходившего под вращающимся полом (кабиной) боевого отделения. Система охлаждения двигателя — жидкостная, вентиляторная, выполненная по типу системы охлаждения танка ИС-4.

Работы по К-91 не вышли за рамки эскизной проработки общей компоновки машины и были прекращены в декабре 1949 г.

Сжатые сроки, установленные правительством, сложность решения ряда технических проблем и новшества, примененные в новых танках240, продиктовали необходимость одновременного ведения работ как в Ленинграде, так и в Челябинске, при этом исходные моменты проектирования, разработка эскизных проектов машин, конструкции отдельных узлов, вся научно-исследовательская работа, изготовление и испытания основных узлов, механизмов и действующих макетов проводились ВНИИ-100 в Ленинграде.

Разработка технических проектов машин, выпуск рабочих чертежей, их изготовление и испытания в целом осуществлялись ЧКЗ, куда была откомандирована значительная часть ведущих конструкторов и испытателей ВНИИ-100 (41 человек). В их число входили: А.С. Ермолаев, К.И. Буганов, Г.С. Ефимов, П.П. Исаков, К.Н. Ильин, А.П. Калье, Ф.Г. Коробко, Ф.А. Маришкин, Г.Н. Москвин, Г.А. Михайлов, В.А. Поляченко, М.С. Пассов, М.И. Рыбин, Г.А. Серегин, В.И. Торотько, А.С. Шнейдман. В Челябинске в конструкторский коллектив влились ведущие сотрудники СКБ-2 ЧКЗ. Возглавил объединенный конструкторский коллектив и разработку нового тяжелого танка директор и главный конструктор ВНИИ-100 Ж.Я. Котин (одновременно он являлся и главным конструктором ЛКЗ).

SuSchwPz236.jpg

Проект установки 152-мм танковой пушки М51 завода №172 MB в башне тяжелого танка конструкции ЧКЗ, 1948 г.


239 Проекты «Объект 726» и «Объект 718» - эскизная проработка четырехгусеничных вариантов тяжелого танка и его ходовой части (более подробно эти проекты будут представлены при описании истории создания танка «Объект 279». - Прим. авт.).

240 Одновременно с разработкой тяжелого танка ИС-5 ВНИИ-100 и ЛКЗ совместно с ЧКЗ поручалось создание легкого плавающего танка «Объект 740» и плавающего бронетранспортера на его базе - «Объект 750».

Оглавление