Оглавление

SuSchwPz108.jpg SuSchwPz109.jpg SuSchwPz110.jpg

Чертеж защитного стекла механика-водителя танка ИС-4.

SuSchwPz104.jpg SuSchwPz105.jpg
Общий вид опытного защитного колпака механика-водителя танка ИС-4. Общий вид опытного защитного колпака (вариант с вентиляционными отверстиями) механика-водителя танка ИС-4.
SuSchwPz106.jpg  SuSchwPz107.jpg
Общий вид монокулярного прибора ночного видения.  Блок питания конструкции НИИ-801 МЭП.

Испытания вариантов защитных устройств механика-водителя на танке ИС-4 прошли в период с 12 мая по 30 июля и с 21 ноября по 6 декабря 1947 г.

При использовании защитного стекла (первый вариант) выявились следующие недостатки:
-  при движении в условиях сильной запыленности шторки защитного стекла из-за недостаточной проработанности крепления их нижних кромок поднимались порывами встречного ветра;
-  при движении в дождливую погоду защитное стекло недостаточно надежно предохраняло от проникновения воды внутрь танка;
-  при поворотах машины механик-водитель не видел боковых сторон дороги.

При испытании защитного колпака (второй вариант) к основным недостаткам относились:
- не совсем удобное крепление колпака с внутренней стороны люка с помощью трех ремней;
- неудобное пользование ручным стеклоочистителем из-за недостаточной длины рычажка (малые габариты люка стесняли движение руки механика-водителя).

За время испытаний наблюдалось также запотевание стекла с внутренней стороны колпака, что требовало его очистки вручную.

В ходе испытаний для уменьшения запотевания внутренней поверхности смотровых стекол колпака ввели четыре вентиляционных отверстия (по два с каждой стороны), перекрываемых клапанами. При повторном пробеге (пробег проходил в дневное и частично в ночное время при температуре окружающего воздуха от -35 до -38°С) вновь было обнаружено запотевание стекол, но в меньшей степени. Однако при поворотах машины потоком встречного ветра клапана открывались, и через отверстия к механику-водителю проникала снежная пыль.

В результате от использования защитного стекла (первый вариант) отказались, поскольку оно не обеспечивало надежную защиту механика-водителя от атмосферных осадков и пыли и его обзорность.

Защитный колпак (второй вариант) надежно защищал механика-водителя от резкого встречного ветра и обморожения при вождении в условиях низких температур окружающего воздуха, а также обеспечивал достаточную обзорность для уверенного вождения танка. Он был признан пригодным для использования на танке ИС-4 при условии устранения выявленных недостатков, в частности, — установки более удобного в использовании ручного стеклоочистителя и обогреваемого стекла.

Помимо ночного прибора механика-водителя конструкции НИИ-801 МЭП, в ноябре 1948 г. на НИИБТ полигоне на ИС-4 прошел испытания опытный образец монокулярного прибора ночного видения, изготовленный ВЭИ им. В.И. Ленина. Он предназначался для вождения танков и представлял собой электронно-оптический прибор очкового типа (корпус прибора монтировался на правой половине оправы очков авиационного типа). Окуляр прибора обеспечивал наводку на резкость по глазу наблюдателя. Длина прибора составляла 110 мм, масса с очками и кабелем — 630 г.

На испытания прибор поступил без блока питания, поэтому для обеспечения его работы использовался высоковольтный блок питания конструкции НИИ-801 МЭП. В качестве первичного источника электропитания высоковольтного блока служили две аккумуляторные батареи 6СТЭ-128.

Для вождения ИС-4 в ночных условиях с помощью данного прибора не потребовалось никаких особых приспособлений, поскольку он крепился на голове механика-водителя, а высоковольтный блок питания размещался в отделении управления. Для подсветки местности применялись одна или две фары с инфракрасными фильтрами конструкции НИИ-801 МЭП (лампы мощностью по 200 Вт), а также трофейные немецкие (лампы мощностью по 100 Вт) и с американского танка М-24 (лампы мощностью по 40 Вт).

Время, необходимое для подготовки прибора к работе, составляло 1—2 с (при условии установки блока питания в танке и его подключения к бортовой сети). Прибор обеспечивал отличную видимость дороги и других объектов (человек, автомашина, дорожный знак) в зависимости от количества фар и мощности их ламп на дальности от 35 до 55 м.

SuSchwPz111.jpg

Крепление монокулярного прибора ночного видения на голове механика-водителя.

Испытания показали, что при использовании монокулярного прибора ночного видения очкового типа оказалось невозможно одновременно вести наблюдение за местностью, за контрольными приборами и механизмами управления танком как при открытом, так и при закрытом люке. При открытом люке было трудно просунуть голову с надетым прибором через люк, не зацепив им за край люка. Поэтому переход от наблюдения за местностью к наблюдению за контрольными приборами и механизмами управления танком был крайне затруднен. Кроме того, при вождении танка механику-водителю приходилось закрывать левый (невооруженный) глаз, так как даже минимальная освещенность местности (неизбежная в ночных условия) воспринималась им и мешала наблюдению правым (вооруженным) глазом. При закрытом люке вести наблюдение через ночной прибор и штатный смотровой прибор механика-водителя было невозможно из-за тряски танка. При появлении встречной машины с расстояния 45—50 м происходила засветка прибора ее фарами, и механик-водитель терял ориентировку. В результате признали необходимым для вождения танка иметь прибор, крепившийся непосредственно в танке и обеспечивавший панорамный обзор местности перед ним.

Как уже отмечалось, в целях улучшения условий работы членов экипажа, располагавшихся в башне, и очистки боевого отделения от газов при стрельбе из пушки и спаренного пулемета ЧКЗ установил на крыше башни второй вентилятор. Для оценки эффективности этого мероприятия в период марта—апреля 1949 г. в районе Челябинска прошли сравнительные испытания двух машин отстрелом. При этом в башнях танков монтаж вентиляторов был выполнен по двум вариантам. В первом варианте оба вентилятора работали как вытяжные, во втором — один вентилятор был приточным и один вытяжным.

В испытаниях приняли участие профессоры Челябинского медицинского института Г.Ф. Полок, М.В. Бургсдорф и доцент Быховский. Лучшим оказался вариант с двумя вытяжными вентиляторами, при этом были подтверждены полученные ранее данные по концентрации СО (максимальная концентрация 0,09 мг/л вместо 0,13 мг/л при одном вентиляторе). В своем заключении комиссия указала, что при непрерывной стрельбе десятью выстрелами из пушки и 50 выстрелами из спаренного пулемета ДШК наличие двух вытяжных вентиляторов исключает существенное влияние газов, имеющихся в машине, на организм человека. На основании этого было принято решение об установке в башне танка двух вытяжных вентиляторов.

Оглавление