Оглавление

Воздухопитающая труба, заимствованная из комплекта ОПВТ-54, была выполнена складывающейся и перед преодолением водной преграды монтировалась вместо смотрового прибора заряжающего. Она состояла из двух частей (верхней и нижней), двух разъемов и основания. Фиксация трубы в рабочем положении осуществлялась с помощью стопоров, расположенных в разъемах199. Демонтаж и складывание трубы после преодоления водной преграды осуществлялись с помощью тросового механизма. При падении верхняя часть трубы заходила в клипс нижней трубы, а при падении нижней — обе трубы фиксировались клипсами, расположенными на башне. Кронштейны клипс имели резиновые амортизаторы, чтобы смягчить удар при укладке трубы. Эти же клипсы использовались для транспортировки сложенной воздухопитающей трубы в походном положении.

В 1963 г. 7 БТРЗ изготовил несколько опытных образцов танков ИС-3М, оснащенных ОПВТ-703, которые прошли заводские испытания. Однако дооборудование ИС-3М под установку комплекта ОПВТ при проведении капитального ремонта и мероприятий по модернизации машин на ремонтных заводах Министерства обороны СССР в больших объемах не производилось.

Необходимо отметить, что танк ИС-3 предполагалось использовать в качестве базы при создании образцов инженерного вооружения. Так, например, в январе 1948 г. в Центральном проектном инженерном институте Сухопутных войск им. Д.М. Карбышева (ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева) разработали проект мостового танка МОТ на базе ИС-3, при этом башня с основным оружием демонтировалась. В ноябре того же года в Отдельном конструкторском бюро при Инженерном комитете Сухопутных войск, входившем в состав ЦПИИ СВ им. Д.М. Карбышева, под руководством инженер-полковника А.Ф. Кравцева применительно к танку ИС-3 создали приспособление для перевозки, установки и подрыва зарядов с массой ВВ до 1000 кг (без выхода экипажа из машины). Несколько позже, в 1949—1950 гг., в Научно-исследовательском инженерном институте Сухопутных войск на танке ИС-3 выполнили отработку ножевого минного трала К-82 конструкции А.Ф. Кравцева200.

Первый серийный послевоенный тяжелый танк ИС-4 («Объект 701») начали разрабатывать в конструкторском бюро (СКБ-2) ЧКЗ под руководством Н.Л. Духова еще в декабре 1943 г. После изготовления первых опытных образцов201 и проведения их всесторонних испытаний (с последующим совершенствованием конструкции в 1944—1945 гг.) дальнейшие работы по машине были приостановлены в связи с принятием на вооружение и постановкой на серийное производство танка ИС-3.

Из-за существенных недостатков (как конструктивного, так и технологического характера), выявленных в процессе эксплуатации танков ИС-3 в 1945—1946 гг., руководство ГБТУ ВС в 1946 г. вновь подняло вопрос о возобновлении работ по опытному танку «Объект 701» и принятии его на вооружение и производство вместо ИС-3. Эталоном для подготовки чертежно-технической документации к серийному производству стали два опытных образца танка «Объект 701», изготовленных весной 1945 г. Один из них в марте—апреле 1945 г. прошел дополнительные ходовые испытания на НИБТ полигоне, второй в апреле 1945 г. — дополнительные ходовые испытания на ЧКЗ. Обе машины испытания выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение Красной Армии.

От первых шести опытных образцов «Объект 701» (1-6) эти машины отличались усиленной броневой защитой корпуса и башни, а также установкой более совершенных узлов и агрегатов. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса была увеличена со 120 до 140 мм, бортовая броня башни — со 160 до 200 мм. В связи с этим несколько изменилась форма носовой части корпуса с накладкой под входной люк механика-водителя, а также форма башни. В качестве основного оружия танка была окончательно утверждена 122-мм танковая пушка Д-25Т конструктивно отработанная, состоявшая в серийном производстве и хорошо зарекомендовавшая себя в годы войны на танках ИС-2. Вспомогательное и дополнительное оружие включало два крупнокалиберных пулемета ДШК — спаренный и зенитный соответственно.

SuSchwPz059.jpg SuSchwPz060.jpg SuSchwPz061.jpg

Один из двух танков «Объект 701» выпуска 1945 г. НИБТ полигон, апрель 1945 г.

Основной целью разработки танка «Объект 701» являлось создание машины с мощным оружием и броневой защитой, способной вести успешную борьбу на подавление и уничтожение техники противника, состоявшей на вооружении не только в данный момент времени, но и которая могла поступить на оснащение в ближайшей перспективе.


199 При необходимости разъемы могли быть изъяты, и установка трубы осуществлялась обычным способом (как в комплекте ОПВТ-54).

200 Более подробно о данных проектах и конструкции ножевого минного трала на базе танка ИС-3 будет представлено в главе «Бронированные машины боевого обеспечения» в разделе «Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование».

201 Работы велись в соответствии с постановлением ГОКО №5583 от 8 апреля 1944 г. (приказ НКТП №226 от 13 апреля 1944 г.)

Оглавление