Оглавление

Выпуск серийных тяжелых танков в 1946—1965 гг.                                                                                                                                      Таблица 63

Марка танка

1945 IX-XII

1946

1947

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

1960

1961

1962

1963

1964

1965

Всего

ИС-3 («Объект 703») ЧКЗ

830

600

1430

ИС-4 («Объект701») ЧКЗ

52

155

12*

.

219**

ИС-4М («Объект 701М») ЧКЗ

25

25

Т-10 («Объект 730») ЧКЗ

 

10

30

90

70

200

Т-10А («Объект 731») ЧКЗ

 

30

20

 

50

Т-10Б («Объект 733») ЧКЗ

110

110

Т-10М («Объект734») ЧТЗ

100

120

220

Т-10М («Объект 272») ЛКЗ

74

30

50

90

60

304

Т-10М («Объект 272») ЧТЗ

 

 

113

102

100

100

80

60

555

Т-10МК («Объект 272К») ЛКЗ

 

 

35

35

10

10

90

Т-10МК («Объект 272К») ЧТЗ

 

 

10

10

Итого

830

600

52

155

12

25

10

30

90

100

130

174

185

198

202

170

100

90

60

3213**

* Машины с частично выполненным объемом работ по модернизации.
** Из них 217 ранее выпущенных машин выпуски 1947-1949 гг.
были подвергнуты модернизации в 1951 г.

В 1946 г. на вооружение Советской Армии поступил новый тяжелый танк ИС-4, разработка которого, как и танка ИС-3, началась еще в годы Великой Отечественной войны. Эта боевая машина создавалась в соответствии с ТТТ, заданными к новому тяжелому танку в последние годы войны, и в отличие от ИС-3 не являлась модернизацией танка ИС-2. Новый танк разрабатывался как наступательное оружие для прорыва подготовленной обороны противника и предназначался для уничтожения живой силы, огневых средств противника, а также для борьбы с его тяжелыми танками и артиллерией.

Танк ИС-4 выпускался на ЧКЗ в 1947—1949 гг. и за время серийного производства был подвергнут модернизации с изменением марки на ИС-4М. Небольшую партию танков ИС-4М завод изготовил в 1951 г. В том же году по доработанной технической документации ЧКЗ осуществил модернизацию всех ранее выпущенных машин,

Танк Т-10, принятый на вооружение Советской Армии в 1953 г., как и его последующие модификации Т-10А, Т-10Б и Т-10М, представлял собой дальнейшее развитие танка ИС-3 в соответствии с концепцией, принятой для боевых машин этого класса. Серийное производство танков Т-10 различных модификаций было организовано в 1953—1965 гг. на Челябинском Кировском заводе (с 15 мая 1958 г. — Челябинском тракторном заводе), а с 1958 г. до 1963 г. — на Ленинградском Кировском заводе, где выпускался тяжелый танк Т-10М («Объект 272»).

Послевоенные отечественные тяжелые танки ИС-4 и Т-10 различных модификаций состояли только на вооружении Советской Армии и в другие страны на экспорт не поставлялись.

Наряду с серийным выпуском тяжелых танков ИС-4, Т-10 и их модификаций в первый послевоенный период велись НИОКР по созданию нового поколения тяжелых танков с повышенной огневой мощью, высоким уровнем защищенности и подвижности. В результате были разработаны и изготовлены опытные образцы танков: «Объект 260» (ИС-7), «Объект 265», «Объект 266», «Объект 277», «Объект 770» и «Объект 279». Не был завершен постройкой опытный тяжелый танк «Объект 278» с газотурбинным двигателем.

Для развития тяжелых танков рассматриваемого периода было характерным:
-  применение классической схемы общей компоновки с продольным расположением двигателя в МТО182;
-  увеличение боевой массы машин до 50—68 т в связи с усилением их защищенности от оружия массового поражения и мощных противотанковых средств противника;
-  увеличение максимальной толщины брони лобовой части корпуса танка до 305 мм;
-  повышение максимальной скорости до 42—59 км/ч и увеличение запаса хода по шоссе до 200—350 км;
-  рост калибра пушки до 130 мм и пулеметов — до 14,5 мм;
-  увеличение мощности двигателя до 772 кВт (1050 л.с);
-  приспособление серийных танков к действиям в условиях применения ядерного оружия.

Важной особенностью развития тяжелых танков был поиск, разработка и внедрение оригинальных компоновочных и конструктивных решений, часть из которых послужила основой для дальнейшего совершенствования различных по назначению и боевой массе образцов бронетанкового вооружения. К числу таких наиболее важных решений относились:
по огневой мощи — 122- и 130-мм нарезные танковые пушки с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола; полуавтоматический механизм заряжания кассетного типа для 130-мм пушки, гидрообъемный привод управления механизмом поворота башни и оптический дальномер («Объект 277»); стабилизация линии прицеливания в двух плоскостях (танки Т-10Б, Т-10М, «Объект 265», «Объект 277», «Объект 279», «Объект 770»); дистанционное управление пулеметной установкой («Объект 260»); использование ПТРК 9К11 «Малютка» в качестве дополнительного оружия («Объект 272М»);
-  по защищенности — литой броневой корпус («Объект 770»), гнутые бортовые листы корпуса, автоматические системы ПАЗ и ППО, ТДА (танк Т-10М), противокумулятивный экран («Объект 279»);
- по подвижности — дизель типа В-2 с наддувом, эжекционная система охлаждения, планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», система гидросервоуправления, рычажно-поршневой гидроамортизатор, пучковая торсионная подвеска, оборудование для подводного вождения (танк Т-10М), газотурбинный двигатель («Объект 278»), гидромеханическая трансмиссия («Объект 266», «Объект 279», «Объект 770»), гидропневматическая подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, штурвальный привод механизма поворота танка («Объект 770»).

Кроме того, были исследованы и испытаны система продувки сжатым воздухом канала ствола, радиолокационные дальномеры (в том числе сопряженный с прицелом), дизели мощностью 735—809 кВт (1000—1100 л.с), гидравлическая подвеска, релаксационный гидроамортизатор, четырехгусеничный движитель, навесное инженерное оборудование (плавсредства и минные тралы).

Помимо конструкторских бюро ЧКЗ (ЧТЗ), ЛКЗ и челябинского Опытного завода №100, в разработке тяжелых опытных танков, а также испытаниях и доводке серийных машин, их узлов и агрегатов непосредственное участие принимал ВНИИ-100, созданный в 1948 г. на базе ленинградского филиала Опытного завода №100183.

Первоначально на основании постановления СНК СССР №350-142 от 12 февраля 1946 г. о развертывании работ по конструированию и изготовлению опытных образцов танка «Объект 260» приказом В.А. Малышева было проведено слияние коллективов двух конструкторских бюро — ОКБ филиала завода №100 и Отдела Главного конструктора (ОГК) танкового производства ЛКЗ. Руководители групп, инженеры-конструкторы и обслуживающий персонал были объединены в соответствии с квалификацией и специальностью каждого из них и независимо от их формальной подчиненности. Вновь сформированный конструкторский коллектив насчитывал 205 человек (из них: руководящий состав и инженеры-конструкторы — 142, техники — 28, копировщики и чертежники — 26 и обслуживающий персонал — 9 человек). Большинство сотрудников имело большой стаж работы по проектированию и изготовлению танков.

В связи с тем, что основные кадры высококвалифицированных конструкторов и производственников-танкистов на тот момент оказались сосредоточены в филиале завода №100, производственная деятельность которого была тесно связана с ЛКЗ, расходы по проектированию и выполнению опытных работ между двумя организациями распределили в пропорции 60/40 от общей суммы соответственно.


182 Осуществить поперечное расположение двигателя типа В-2 в МТО не позволяла большая ширина гусениц, которая определяла максимальную ширину корпуса машины при ограничении общей ширины танка в связи с необходимостью обеспечения его железнодорожных перевозок.

183 Филиал челябинского Опытного завода № 100 в Ленинграде был организован в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны №5959 от 26 мая 1944 г. и приказом Наркомтанкопрома СССР №369 от 3 июня 1944 г. с задачей по оказанию помощи ЛКЗ в освоении и организации производства самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 («Объект 241»). С 1 апреля 1946 г, филиал завода №100 перешел в непосредственное подчинение Главного управления танкового производства (Главтанк) Министерства транспортного машиностроения СССР (с 7 марта 1946 г. — директор филиала завода 100 — Б.С. Беляков).

Оглавление