Оглавление

Краткое техническое описание трактора «Интернационал»

Трактор «Интернационал» принадлежал к числу полурамных колесных буксирующих тракторов с задними ведущими и передними управляемыми колесами. Задние колеса снабжались развитыми металлическими грунтозацепами. При необходимости трактор мог быть переоборудован в «индустриальный» тягач на колесах с грузошинами или пневматиками высокого давления.

Двигатель трактора был рядный, с вертикальным расположением цилиндров. Цилиндры были отлиты в одном блоке и снабжены сменными вставными гильзами. Коленчатый вал выполнялся из хромоникелевой стали. Поршни изготавливались из чугуна. Шатуны были стальными штампованными.

Для смазки двигателя масло подавалось шестеренчатым насосом, приводимым парой червячных шестерен от распределительного вала, по трубопроводам к распределительным шестерням и в лотки под шатунными головками.

На тракторе устанавливался комбинированный карбюратор с системой впрыска воды в цилиндр. Очистка воздуха производилась с помощью масляного воздухоочистителя. Регулирование числа оборотов осуществлялось с помощью центробежного регулятора, связанного с дроссельной заслонкой карбюратора системой тяг и рычагов.

Радиатор системы охлаждения был трубчатый. Четырехлопастной вентилятор системы охлаждения приводился ремнем от коленчатого вала двигателя.

Передача мощности от вала двигателя к коробке скоростей осуществлялась через механизм сцепления, состоящий из работающей всухую муфты. Муфта сцепления соединялась со средним валом коробки скоростей. От нижнего вала коробки скоростей вращение передавалось посредством конической пары на поперечный промежуточный вал. Сидящая на промежуточном валу цилиндрическая шестерня приводила большую коронную шестерню дифференциального механизма, от которого приводились задние ведущие колеса. Вся трансмиссия работала в закрытом картере.

Трактор имел три скорости вперед и одну заднюю.

Задние ведущие колеса вращались на конических роликовых подшипниках. Передняя ось трактора была стальной, подвешенной на центральном шкворне к переднему кронштейну картера. На концах оси помещались поворотные цапфы передних колес, соединенные между собой поперечной тягой.

Управление трактором осуществлялось при помощи рулевого механизма с червяком и сектором, передающим движение от рулевого колеса через систему продольной и поперечной тяг поворотным цапфам передних колес.

На тракторе имелся приводимый от ручного рычага ленточный тормоз, действующий на шкив промежуточного поперечного вала трансмиссии.

Для привода машин служили специальный шкив и «пауэр-тейк-офф».

Прицепная серьга снабжалась специальной стяжкой, допускающей регулирование положения сцепа по ширине и высоте.

SHTZ1530005.jpg

Продольный разрез трактора СХТЗ-15/30.

Рождение Сталинградского тракторного

После недолгих прений местом постройки тракторостроительного предприятия определили Сталинград. 11 ноября 1925 г. вышло постановление Главметалла о постройке в этом городе завода производительностью 10 тыс. тракторов в год. Проектирование и возведение завода были поручены Гипромезу с образованием сталинградского филиала.

К 25 августа 1926 г. общая стоимость постройки нового тракторного завода оценивалась примерно в 16 млн. руб., при этом предполагалось, что 3 млн. руб. могут быть сэкономлены за счет предполагаемых к использованию зданий и оборудования завода «Баррикады». Однако на практике суммы затрат на постройку завода не уменьшались, а многократно увеличивались.

Вследствие финансовых затруднений (страна еще жила в условиях НЭПа) и отсутствия единой системы планирования и управления строительство завода шло крайне медленно. Лишь в конце 1928 г. с назначением начальником строительства В.И. Иванова наметился некоторый прогресс. Однако к этому времени годовая программа выпуска тракторов была увеличена до 40 тыс. штук, что привело к необходимости пересмотра проекта предприятия и к дополнительному увеличению расходов. Несмотря на объективные трудности, к лету 1930 г. Сталинградский тракторный завод (СТЗ) вошел в число действующих предприятий. 17 июня в 15.00 с конвейера сошел первый советский «Интернационал».

Опыта создания столь крупных промышленных предприятий в нашей стране еще не было, поэтому ошибки сопровождали не только ход проектирования и постройки завода, но и, пожалуй, все сферы его деятельности, включая социальный сектор, кооперацию в поставках комплектующих, кадровые и организационные вопросы, энергоснабжение и многое другое. Нерешенность кадровых вопросов и неритмичность поставок сырья и комплектующих также приводили к регулярным срывам плана выпуска.

SHTZ1530006.jpg

Продольный и поперечный разрезы двигателя трактора СХТЗ-15/30.

Оглавление