Оглавление

RuPersAr012_1.jpg

RuPersAr014.jpg Средства индивидуальной бронезащиты по заказам правительства США
RuPersAr014.jpg Общая потребность в средствах индивидуальной бронезащиты
RuPersAr014.jpg

Средства индивидуальной бронезащиты по заказам управлений штатов, местных управлений, а также для коммерческого рынка

Рынок керамики для бронежилетов, 2004—2008 гг.

Штурмовые подразделения, использующие бронежилеты высоких уровней и большой площади защиты, должны оснащаться изделиями с керамической броней, поскольку только этот материал позволяет снизить массу жилета до допустимых значений. Для таких бронежилетов у керамики альтернативы пока нет, именно поэтому ее потребление во всем мире стабильно продолжает расти. На диаграмме рынка керамики для бронежилетов в США видно, что с 2004 по 2008 г. объем закупок керамической брони для бронежилетов вырос почти в 2 раза и темпы потребления продолжают увеличиваться. Аналогичные тенденции прослеживаются и в других странах.

Конечно, и России пора уходить от стальной брони, максимально заменяя ее структурами на основе керамики и полиэтилена. Как было сказано выше, эти материалы доступны для разработчиков бронежилетов, в том числе и по цене. Керамические бронепанели уже сегодня предлагают не только зарубежные производители, но и российские фирмы. В частности, панели конкурентного качества начала выпускать новосибирская фирма «НЭВЗ-Керамикс»; уже несколько лет на российский рынок поступают бронепанели на основе корундовой керамики производства петербургской компании «Техником»; на подходе серийная керамика обнинского предприятия «Технология» и др. С российским высокомолекулярным полиэтиленом ситуация сложнее. Правда, в СМИ появилась информации, что российская компания «РТ-химкомпозит», входящая в холдинг «Ростехнологии», планирует начать серийный выпуск СВМПЭ к 2015 г., но сможет ли этот производитель обеспечить растущий рынок СВМПЭ материалом приемлемого качества и в необходимом количестве — пока неясно.

При этом необходимо понимать, что отечественным разработчикам бронежилетов вряд ли удастся сразу создать оптимальную во всех отношениях конструкцию. Лишь в процессе эксплуатации изделий из новых материалов можно выявить преимущества и недостатки тех или иных конструктивных решений.

Еще более актуален вопрос выбора материала для противопульной защиты транспортной техники — бронеавтомобилей и бронетранспортеров, где большие площади бронирования с использованием новых материалов катастрофически увеличивают конечную стоимость изделия. Так, например, новый бронеавтомобиль «Ocelot/Foxhound» английской фирмы «General Dynamics Force Protection Europe» за счет использования новейших материалов стал стоить 1,3 млн. долл. США, тогда как его аналоги с обычной защитой того же уровня стоят не более 0,3 млн. долл. (правда, и весят значительно больше).

Кроме того, керамическая броня с учетом сложности ее интегрирования в конструкцию защиты дает сравнительно небольшой выигрыш по массе. Не случайно за рубежом интенсивность внедрения керамики в защиту легкобронированной техники, особенно для военных бронеавтомобилей, за последние 3—4 года упала. Это хорошо видно по объемам производства и потребления броневой керамики для легкобронированной техники в США. Бурный рост объемов в начале 2000-х гг. к 2006—2008 гг. привел к насыщению рынка. Сейчас даже наблюдается спад в потреблении керамики, несмотря на увеличивающиеся закупки легкобронированной техники.

Таким образом, сегодня новые броневые материалы и защитные структуры на их основе становятся доступными, но разработчикам бронежилетов и других средств противопульной защиты надо четко понимать, в каких областях применения они могут показать свои преимущества перед традиционными материалами.

RuPersAr012.jpg
RuPersAr014.jpg Усиление бронирования автомобилей типа HMMWV
RuPersAr014.jpg Бронирование кабин легких грузовых автомобилей
RuPersAr014.jpg

Бронирование кабин колесных шасси РСЗО

RuPersAr014.jpg Общая потребность в бронематериалах для автомобилей

Рынок керамики для военных бронеавтомобилей, 2004—2008 гг.

RuPersAr013.jpg RuPersAr015.jpg

«Стальной» вариант штурмового бронекомплекта «Вызов-2» (слева) весит более 15 кг и обеспечивает защиту по 5-му классу по ГОСТ, в то время как его «керамический» аналог бронекомплект «ВВ» (справа) — не более 10 кг и обеспечивает защиту по 6а классу.

Хотя «стальные» бронежилеты в России по-прежнему остаются востребованным товаром, перед разработчиками бронежилетов должна стоять задача поиска альтернативных защитных структур и конструкций на основе новых и перспективных бронематериалов.

Литература

/. «Ballistic Resistance jf Personal Body Armor», NIJ Standard 0101.06.

2.  «Lightening Body Armor», технический отчет фирмы «RAND Corp.», 2011.

3.   «Особенности взаимодействия остроконечных пуль с защитными структурами из прессованного сверхвысокомолекулярного полиэтилена». Доклад Беспалова И.А., Григоряна В.А., Смирнова В.П. на конференции «Новейшие тенденции в области конструирования и применения материалов и средств защиты». - М.: ОАО НИИ Стали, 2012, октябрь.

4. «Новые тенденции в области пассивной защиты», Jane's IDR, 2013 г., №4 (апрель), с. 62-64.

Оглавление