Оглавление

Мой "Алтай"

А. В. Щербинко, доктор технических наук

P-80_Srv002.jpg

P-80_Srv001.jpg

Красноярское училище

В Красноярское радиотехническое училище ПВО в конце 1970-х гг. проводился расширенный набор курсантов. В 1969 г., пройдя очень большой конкурс, я поступил на первый курс. Радиотехническим войскам требовались высококлассные специалисты — как техники, так и инженеры. Инженеров к тому времени готовило Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО, а техников — Вильнюсское радиотехническое училище ПВО.

Тактика руководства нашего училища по повышению качества подготовки специалистов для радиотехнических войск была следующая: на первый курс набирали курсантов в 1,5 раза больше, чем положено по штату. Это позволяло поступить ребятам из глубинки даже со слабой школьной подготовкой. Практика показывала, что многие из них впоследствии упорно грызли гранит науки и добивались хороших результатов. Первая и последующие сессии отсеивали значительное количество недисциплинированных и ленивых курсантов. А уже к концу обучения в ротах вместо ста человек выпускалось до 79—60 курсантов. Таким образом, в среднем, за первый и выпускной курс в училище сохранялась общая численность в пределах положенных штатов.

В середине второго курса командир батальона подполковник Кусаковский построил нашу восьмую роту и объявил: «Товарищи курсанты, вашей роте доверена большая честь — изучать и осваивать новейший современный радиолокационный комплекс «Алтай».

Хочу предупредить о бдительности и соблюдении государственной тайны — в письмах домой родственникам и друзьям ни в коем случае не упоминать даже о названии комплекса».

Началась усиленная подготовка. С далекого Балахнинского завода радиорелейной аппаратуры приходили толстые тома технических описаний и инструкций по эксплуатации. В книгах — так называемых «синьках», выпускаемых светокопированием, — буквы едва обозначались. Электрические и принципиальные схемы приходили также на светокопиях оранжевого цвета. Все это читались с трудом. Помогла смекалка.

Преподаватели и лаборантки-чертежницы корпели по ночам, но на занятиях уже висели длинные, на всю стену, синие и розовые детские клеенки. На клеенках тушью рисовали радиосхемы комплекса. Особенно длинными были схемы автоматики. При освоении огромного количества схем комплекса помогали знания, полученные у подполковника Козырева на цикле радиотехники под руководством полковника Г.Е. Билюбы. Многие узлы дальномеров комплекса были унифицированы с радиовысотомером ПРВ-11. Это облегчало изучение, а впоследствии — и эксплуатацию комплекса.

К концу второго курса в учебный центр училища поступил первый радиолокационный комплекс (РЛК) «Алтай». Нас во внеучебное время, в том числе по выходным, отправляли оказывать помощь в развертывании комплекса. Даже при использовании курсантов в качестве грубой рабочей силы мы получали громадное удовлетворение. На заранее насыпанные горки выкатили два дальномера и два высотомера. В углубленных укрытиях устанавливали громадное количество аппаратных кабин и системы электроснабжения. На колышки аккуратно вывешивали километры силового и сигнального кабеля. К середине третьего курса начались практические занятия. Энтузиазм преподавателей передавался и нам: мы восхищались сложнейшими техническими решениями в новом комплексе, сгусткам инженерной мысли, реализованными в железе.

Много раз мы настраивали фазовые каналы в квадратурах когерентного приемника. Ловили на осциллографе «разрезку» и «размытие» до совершенства. Применение мощных магнетронов в режиме «без накала» за счет вторичной эмиссии позволяло улучшить спектр прибора, следовательно, и повысить эффективность работы системы подавления пассивных помех. Сложные настройки аппаратуры защиты от пассивных помех повторяли многократно и доводили до автоматизма. Нужно было точно настроить спирали потенциалоскопа, чтобы аппаратура работала наиболее эффективно. Для запоминания литер четырех магнетронов, которые были настроены на соответствующие частоты, преподаватели придумали мнемоническое правило по первым буквам: «Галя Едет Искать Мужа».

На занятия иногда приходил начальник цикла матчасти полковник Ефремов. Преподаватели майор Казаков, капитаны Будник и Задков «разжевывали» учебный материал, особенности комплекса, а практические занятия закрепляли полученные теоретические знания. Особенно тщательно изучали систему электроснабжения комплекса. Действия электромеханика в центральном распределительном пункте (ЦРП) управления электростанциями теоретически были хорошо изучены.

Правда, имелся один серьезный недостаток — РЛК, поставленный на учебный полигон, существенно отличался от модернизированных комплексов П-80М2 (1РЛ118М2), массово поступающих в войска в то время. Система вращения дальномеров на данном образце была построена на электромагнитных усилителях. Система электропитания состояла из большого количества прицепов с 14 электростанциями АД-30х400 Гц.

Новые комплексы, ввиду высоких требований к обеспечению синхронизации вращения, выполнялись уже с гидроприводом вращения кабин. На полигоне не было недавно разработанных систем электроснабжения на современных дизелях 1Д6. Зато на цикле автотехники двухметрового роста майор Поливанов громогласно «вбивал» в нас знания по эксплуатации дизелей. Эти фундаментальные знания в дальнейшем пригодились на протяжении всей службы. Курсанты к концу третьего курса в основной массе могли эксплуатировать сложнейший радиолокационный комплекс.

В марте 1970 г. было принято решение отправить нас, будущих лейтенантов, на стажировку в войска. Правдинский завод стремительно наращивал выпуск новейших РЛК. При этом он от комплекта к комплекту проводил совместно с ВНИИРТ модернизацию, направленную на улучшение их технических и тактических характеристик. Наиболее совершенный в этом отношении модернизированный комплекс П-80 массово шел на вооружение не только радиотехнических войск ПВО, но и как средство разведки в составе ЗРК С-200.

В Ташкент мы прибыли в середине марта и после суровой красноярской зимы попали в лето. Построение на перроне вокзала проводилось еще в шинелях. Подполковник Кусаковский в очередной раз проинструктировал нас о сложности и важности поставленной задачи и призвал нас, соблюдая дисциплину, получить от стажировки максимальную отдачу.

Радиотехнический батальон рядом с поселком Карши (точнее, место называлось Ханабад) только что получил новейший комплекс последней модификации. Мы попали на годовые регламентные работы. Повезло, что на комплексе оказались два офицера — выпускника КВИРТУ. Понятно, что наши теоретические знания нельзя было даже сравнивать, но практически мы уже могли настраивать комплекс без громоздких книг технических описаний, по памяти, что для выпускников КВИРТУ было недоступно.

Оглавление