Оглавление

MTU_K-67017.jpg

Наводка моста через преграду с помощью мостового танка на базе ИС-3. Проект 1948 г.

MTU_K-67018.jpg  MTU_K-67019.jpg

Наводка моста через эскарп с помощью мостового танка на базе ИС-3. Проект 1948 г.

Испытания «Объекта 421» показали его ограниченные возможности как средства обеспечения преодоления препятствий: использование мостоопорного танка лимитировалось обрывистыми берегами, необходимостью герметизации базового шасси, глубиной преграды (которая не должна была превышать 2 м). Весьма сложной была эвакуация машины из преграды. При поражении моста противником в большинстве случаев выводилась из строя и сама базовая машина (в отличие от мостоукладчиков, где мостоукладочная машина отходит и маскируется).

В 1948 г. в ЦПИИ СВ (г. Москва) в проектно-конструкторском бюро ПКБ-3 (специальных инженерных машин) также велись работы по теме МОТ. В качестве базы выбрали тяжелый танк ИС-3. Предполагалось, что мостовой танк за 4—5 мин (без выхода экипажа из машины) обеспечит развертывание и монтаж на преграду двухсекционного двухколейного моста длиной 15 м. Проезжую часть моста (аналогично мосту инженерного танка ИТ-28) для улучшения сцепления с гусеничными движителями планировалось покрыть поперечными деревянными брусками. В соответствии с документацией, мостовой танк обеспечивал установку моста на берег, превышающий исходный на 3,9 м. Авторами проекта были начальник ПКБ-3 В. Васильев, главный конструктор (ведущий конструктор) В. Торанов и конструктор В. Богданов. Однако этот проект не получил дальнейшего развития.

В конце 1940-х гг. в Инженерных войсках СА был проведен конкурс на лучшую конструкцию перспективного мостоукладчика. После рассмотрения представленных проектов командование отдало предпочтение конструкциям (с односекционной и трехсекционной выдвижными мостовыми фермами), предложенным полковником-инженером А.Ф. Кравцевым. В соответствии с результатами конкурса и приказом начальника Инженерных войск ОКБ ИВ СА получило задание подготовить рабочую конструкторскую документацию на мостоукладчик, получивший обозначение «К-67».

Мостоукладчик К-67 предназначался для ускоренной механизированной установки однопролетных колейных мостов грузоподъемностью 50 т на противотанковые рвы, овраги, канавы и ручьи шириной до 10 м, на эскарпы и контрэскарпы высотой до 2,5 м, для пропуска танков, самоходно-артиллерийских установок, автотранспорта и артиллерии на гусеничной и колесной тяге.

MTU_K-67020.jpg

Начальник Особого конструкторского бюро Инженерных войск Советской Армии (ОКБ ИВ СА) инженер-полковник А.Ф. Кравцев. 1951 г.

Экспериментальный образец мостоукладчика К-67 изготовили в январе 1951 г. на Опытном заводе инженерного вооружения Советской Армии (п. Нахабино) по чертежам, разработанным Особым конструкторским бюро ИВ СА.

Краткое описание опытного образца К-67

Мостоукладчик К-67 был создан на базе танка Т-54 и оборудован специальными механизмами, обеспечивавшими транспортировку и установку моста на преграде (снятие моста с преграды). В экипаж К-67 входили командир, механик-водитель и стрелок.

Базовое шасси К-67 представляло собой танк Т-54, у которого была демонтирована башня с вооружением.

Подбашенный лист корпуса танка заменили броневой крышей, в которой были выполнены люки механика-водителя и командира, башенка стрелка с турельной установкой для зенитного пулемета ДШК и специальные ниши-карманы для обеспечения хода окончаний рычагов при подъеме механизма установки моста. На верхнем носовом листе корпуса устанавливались два кронштейна, на которых располагались рычаги механизма установки моста. В задней верхней части корпуса находились два кронштейна, служившие опорой для моста. На корме корпуса приваривался противовес массой 1200 кг для повышения устойчивости мостоукладчика при установке и снятия моста с препятствия.

MTU_K-67021.jpg

Экспериментальный образец мостоукладчика К-67. Зенитный пулемет ДШК установлен в боевое положение. 1951 г.

Оглавление