Оглавление

В заключении комиссии отмечалось: «1. Опытный образец плавающего бронетранспортера К- 78 по основанным показателям соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР №2486-983 от 10.6.1950 года,

2. Бронетранспортер создан, в основном, на базе серийных агрегатов и узлов артиллерийского тягача М-2, что в значительной степени упрощает и удешевляет его производство.

3. Плавающий бронетранспортер К-78 обеспечивает переправу через водные преграды десанта пехоты в количестве 22-25 человек или артсистем 57-85 мм с расчетом и частью боекомплекта и обладает требуемым запасом плавучести и достаточной остойчивостью.

4.  Представленный опытный образец бронетранспортера имеет ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих его боевые качества.

Все обнаруженные недостатки могут быть устранены путем внесения некоторых конструктивных изменений и улучшения качества изготовления.

Основными агрегатами и узлами, которые требуют доработки, являются:
-
 корпус;
-
 пулеметная установка;
-
 лебедка;
-
 радиатор;
-
 волноотбойный щиток;
-
 торсионные валы подвески.

Также должно быть устранено задымление десантного отделения и обеспечено удобство размещения экипажа и десанта.

5.  Комиссия считает целесообразным изготовление двух опытных плавающих бронетранспортеров К- 78 для государственных испытаний, при условии устранения недостатков, выявленных при испытаниях первого опытного образца, и установки на двигатель отечественных насосфорсунок» [1].

Как указано в источнике [4], в 1952 г. на Крюковском Вагоностроительном заводе МТрМ СССР г. Кременчуг (г. Крюков на Днепре) изготовили два опытных образца К-78. Однако после проведения заводских испытаний постановлением СМ СССР от 24 октября 1952 г. дальнейшие работы над бронетранспортерами были прекращены.

Кроме А.Ф. Кравцева, в ОКБ ИК СА над созданием К-78 активно работали: старший инженер О.Б. Некрасов, инженер-капитан С.П. Павлов, Зайцев, Розовский и другие.

Сегодня сохранившийся образец бронетранспортера К-78 можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка).

В заключение необходимо отметить, что в 1949—1950 гг. (вероятно, на «волне» интереса к боевым плавающим машинам) в ОКБ ИК СВ во главе с А.Ф. Кравцевым разрабатывался тяжелый танк К-91. Однако можно предположить, что неудача, постигшая К-90 и К-78, привела к прекращению всех работ и по этой машине.

Kravcev331.jpg

Доработанный опытный образец БТР К-78 в экспозиции в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Литература

1. Заключение комиссии по ззводско-полигонным испытаниям плавающего гусеничного бронетранспортера К- 78 конструкции ОКБ ИК СА, изготовленного военно-ремонтным заводом №2. — НИИБТП БТ и MB СА (Отдел испытаний бронеавтомобилей и вспомогательных машин). 1950. -50 с.

2. Руководство по материальной части плавающих гусеничных бронетранспортеров БТР-50ПА и БТР-50П. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1956. -400 с.

3. Краткое описание плавающего бронетранспортера К- 78. - М.: ОКБ при ИК СА. 1950. — 89 с.

4.  Солянкин А.Г., Желтое И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины 1946-1965 гг. - М.: Цейхгауз, 2010.

Оглавление