Оглавление

KolBrLay004.jpg

Бронетранспортер SdKfz 251/7.

В годы Второй мировой войны в Германии в инженерных ротах получил распространение полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251/7. Вдоль бортов его корпуса размещались кронштейны с закрепленными на них аппарелями (длиной 3530 мм) из имущества понтонного парка типа «В». Аппарели устанавливались вручную и использовались в качестве мостов для преодоления окопов, канав и нешироких рвов. SdKfz 251/7 также обеспечивал перевозку личного состава и снаряжения, тяжелого оборудования, вооружения (инженерных устройств, зарядов, мин, шанцевого инструмента и т.д.).

Однако у перечисленных бронемашин мосты устанавливались на преграду вручную, а их длина не превышала 3800 мм. Указанные обстоятельства требовали существенного совершенствования как мостов, так и способов их установки.

В 1930-1940 гг. в СССР и в других странах также активно создавались машины, обеспечивающие преодоление преград, — мостовые (саперные) танки. Помимо транспортировки, они уже обеспечивали механический монтаж (и снятие) моста на преграду — преимущественно без выхода экипажа.

К их числу относился и саперный быстроходный танк, разработанный в 1934—1935 гг. в НИИИТ (Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА, ст. Нахабино) Инженерного управления РККА. Первый опытный образец собрали в мастерских полигона НИИИТ в 1935—1936 гг. Он получил обозначение «СБТ обр. 1935 г.». Машина представляла собой доработанный колесно-гусеничный танк БТ-2 с установленным сверху на стойках стальным колейным мостом (с деревянным настилом) массой 750 кг. Масса самого СБТ составляла 11 т. Рычажный механизм установки моста изготовили на заводе ВИМ. В состав комплекта СБТ обр. 1935 г. входили один мост длиной 9 м без опоры и два моста длиной 9 м с опорами. Экипаж состоял из двух человек.

KolBrLay006.jpg

Опытный образец мостоукладчик «СОМЮА-Кодер».

В феврале 1936 г. на заводе ВИМ собрали новый образец мостового танка с мостом длиной 9 м и массой 1200 кг. Он имел усиленный деревянный настил и опору новой конструкции. Масса второго образца составляла 13 т. Улучшенный образец получил наименование «СБТ обр. 1936 г.».

Для последующего (последнего) варианта танка СБТ мост длиной 9,2 м с массой 1480 кг и мостовое оборудование изготовили на Подольском заводе им. Орджоникидзе в 1937 г. Теперь мост обеспечивал переправу легких танков массой до 15 т. Как и предыдущие образцы , мост имел раскрывающуюся опору с замками автоматического действия. Опора состояла из стоек высотой 3,5 м, продольных и поперечных подкосов в виде телескопических штанг. К нижней части стоек крепились башмаки с ребристой опорной поверхностью. Масса моста с приводом составляла 2670 кг. Наведение однопролетного моста на горизонтальное препятствие производилось за 30—50 с, на вертикальное — за 1,5—2,5 мин. Машина имела боевую массу 15 т. Максимальная скорость по шоссе на колесном ходу составляла 72 км/ч, на гусеничном — 51,6 км/ч. Запас хода достигал, соответственно, 200 км и 170 км (для СБТ обр. 1935 г.-200 км и 120 км).

Работы по саперному быстроходному танку завершились в 1939 г. после испытаний усовершенствованного опытного образца на полигоне и использования в боевых действиях на Карельском перешейке во время войны с Финляндией. На вооружение СБТ (фактически комплекс) не принимался [3].

Обобщение опыта создания мостовых танков показало, что наряду с высоким уровнем унификации с танками (и машинами на их базе), повышенной проходимостью и защищенностью по сравнению с машинами на автомобильной базе они оказались в 5—9 раз дороже, имели в 8—12 раз более низкий моторесурс, на 15—50% меньший запас хода, а их скорость движения по дорогам отставала от автомобильной техники на 5—50%.

Разумеется, что перечисленные выше преимущества не могли остаться незамеченными. Однако по материалам, которыми располагает автор, до начала Второй мировой войны в нашей стране, да пожалуй и в мире, практических попыток (за исключением бумажного буйства изобретателей) создать мостоукладчик на автомобильной базе не предпринималось.

В какой-то степени к решению этой задачи приближались французские военные инженеры. В 1937 г. фирмы «СОМЮА» и «Кодер» на базе колесно-гусеничного бронетранспортера MCL-5 создали опытный образец мостоукладчика «СОМЮА-Кодер». Установка моста длиной 8,2 м обеспечивалась системой гидроприводов.

KolBrLay005.jpg

Саперный быстроходный танк СБТ обр. 1936 г. (без моста).

KolBrLay007.jpg
Саперный быстроходный танк СБТ обр. 1936 г. в походном положении.

Оглавление