Оглавление

InPtlWW2110.jpg InPtlWW2113.jpg InPtlWW2114.jpg

Схема бронирования корпуса и устройство «тяжелого минного тральщика» фирмы «Алкетт» (из отчета НИБТ Полигона).

На крыше отделения управления устанавливалась одноместная башенка от легкого танка Pz.Kpfw. I со спаренными 7,92-мм пулеметами (все-таки машина должна была действовать на поле боя). Каких-либо амортизационных устройств сидений машина не имела. Высота «тральщика» массой 38,3 т составила 2,8 м, длина — 6,5 м, ширина — 3,17 м, суммарная ширина трех протраливаемых полос равнялась 1,9 м. При удельном давлении на грунт около 1,3-1,9 кг/см2 (в зависимости от глубины погружения башмаков) «тральщик» должен был надежно подрывать противотанковые мины. Документ, датированный 3 июня 1943 г., сообщал: «Первые ходовые испытания на мягком, песчаном грунте были удачными. Максимальная скорость составила от 15 до 20 км/ч... В ходе испытаний вышел из строя рулевой механизм. Испытания подрывом на минах не начаты, поскольку машина нуждается в доработке на соответствие ходовым требованиям».

Эта машина стала трофеем советских войск (вопреки легендам, ее взяли на территории Германии и совсем не в «боевой обстановке») и была доставлена на НИБТ Полигон в Кубинке. Ознакомившись с конструкцией, советские специалисты сделали вывод: «...По конструктивному исполнению отдельных узлов трала он не является современным и не представляет особого интереса». Уже не первый десяток лет «тральщик» встречает посетителей «германского» павильона Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, вызывая неизменный интерес посетителей, сводящийся, как правило, к вопросу: «Зачем это построили?»

Видимо, единственным наследием «тяжелых минных тральщиков» можно считать реализованные в их конструкции варианты решения проблемы противоминной защиты бронемашин. Но эти решения реализовывались и независимо от них.

Ранее уже упоминался опытный американский дистанционно управляемый противоминный трал Т10. В рамках нашей темы стоит упомянуть и о германских «телетанкетках», тем более что они нашли применение на фронте, в отличие от описанных выше образцов. Дистанционно управляемые «сухопутные торпеды» предлагались различными изобретателями еще во время Первой мировой войны, причем среди их главных задач называлось проделывание проходов в заграждениях (правда, имелись в виду многорядные проволочные заграждения). В годы Второй мировой войны в число основных задач «телетанкеток» вошли проделывание проходов в минных полях и подрыв препятствий. Поэтому стоит напомнить историю германских «телетанкеток», не касаясь детально их конструкции, уже достаточно описанной в литературе.

InPtlWW2111.jpg

Опытная радиоуправляемая машина B-II «Боргвард».

19 октября 1939 г. фирма «Боргвард» в Бремене получила задание на разработку малогабаритной дешевой гусеничной машины, предназначенной для подрыва фортификационных сооружений, разведки системы противотанкового огня, расчистки минных полей, а также для борьбы станками (кроме «позиционного» опыта Первой мировой войны, требовалось учитывать и новые условия маневренной войны). Уже 15 января 1940 г. появилась опытная, управляемая по радио «машина для разминирования» В-l (индекс Sd.Kfz.300), а в апреле — модификация В-II с тем же индексом, но с более мощным двигателем. Обе машины могли нести заряд взрывчатого вещества массой около 500 кг. Sd.Kfz.300 пытались оснастить Катковым противоминным тралом, составленным из шарнирно соединенных последовательных секций с зубчатыми «рабочими» и гладкими опорными катками. 1 июня 1940 г. в Гросс-Глинике под Потсдамом сформировали «роту минных тральщиков» в составе трех взводов. Это опытное подразделение, в целях секретности именовавшееся «рота Глинике», должно было располагать 50 «телетанкетками». Роту планировалось использовать во Франции, но оснастить ее полностью до завершения боевых действий не успели, и в действующую армию рота не попала.

«Боргвард» была готова сдать в войска 150 танкеток Sd.Kfz.300, но работа приостановилась. В декабре 1940 г. на основе «роты минных тральщиков» сформировали еще две роты. Каждая имела четыре машины управления на базе командирской машины Pz.Bef.Wg. (на базе Pz.Kpfw. I) и 27-30 танкеток Sd.Kfz.300: с каждой Pz.Bef.Wg. можно было управлять двумя танкетками. Обе роты якобы направили в действующую армию накануне нападения на Советский Союз, но, по донесениям с фронта, танкетки оказались слишком медлительными, плохо преодолевали уклоны, ямы, бугры, заряды подрывались при сотрясении на препятствиях.

InPtlWW2112.jpg InPtlWW2115.jpg

Опытная дистанционно управляемая машина В-l «Боргвард» с катковым тралом (вариант с тремя катками и сплошной полосой траления) и машина управления на основе командирской машины Pz.Bef .Wag.

Оглавление